Известный английский путешественник Гранвиль, посетивший Петербург в 1827 году пишет: «… первый объект к которому м-р Менелас привлек наше внимание, был очаровательный, живописный коттедж построенный им самим, в котором доминирует готический стиль.
В царствование императрицы, для которой проявление всякой помпы было нежелательным, воздвигнут этот простой дворец, однако исполненный хорошего вкуса, сооружение, в котором она могла вкушать настоящий комфорт и удовольствия. Наружный вид весьма легок и элегантен. Он поднимается в центре холмика обращенного к заливу и мягко ниспадающего к цветущему саду».
Создавая проект «сельского дворца», Менелас, несомненно, опирался на опыт архитекторов, сооружавших известные усадьбы английского готического возрождения (The Gothic Revival), с которыми он, естественно, был знаком.
Архитектор мог видеть популярные в то время британские книги с образцами и проектами вилл и коттеджей. Возможно, он пополнил свои знания во время поездки в Англию в 1800 году.
В планировке дворца воплощены основные предлагаемые композиционные принципы, выработанные теоретиками этого направления: круговая анфилада разномасштабных, различных по очертанию, уютных и комфортных комнат, расположенная вокруг композиционного и смыслового центра — лестничного холла.
Небольшой размер комнат продиктован стремлением Александры Федоровны уйти от пышности, парадности и тяжеловесной роскоши. Еще в письмах к будущему супругу принцесса Шарлотта замечает: «Я совсем не люблю громадные вещи и намного больше люблю удобные, изящные и маленькие». Это желание связано и с общими тенденциями, происходящими в жилом интерьере романтизма, начало которых было положено еще во времена бидермайера.
Стремление к уюту, простоте и бытовой функциональности помещений приводят к постепенному снижению роли парадных комнат. Каждое помещение приобретает определенную функцию, будь то гостиная, кабинет или спальня, при этом постепенно исчезает дублированность помещений на парадные и повседневные.
Таким образом, Коттедж представляет собой дворцовую резиденцию нового типа, в которой отсутствует пафос парадности и представительский характер, присущий минувшему классическому стилю. Примечательно, что подобный тип строения — коттедж до этого времени был не известен в России.