Поздний (высокий) классицизм принято делить на два этапа: первый — с начала века и до войны 1812-1814 годов, второй — со времени завершения войны и до середины 1830-х годов. Отмеченные характерные черты позднего классицизма определились уже на первом этапе, связанном с творчеством выдающихся зодчих Л. Воропихина, А. Захарова и Тома де Томона.
Но полного расцвета стиль приобрел на втором этапе, после 1814-1815 годов. Этот период отмечен деятельностью выдающихся архитекторов-градостроителей К. Росси, В. Стасова, работавших в основном в Петербурге, О. Бове, Д. Жилярди и А. Григорьева, возрождавших Москву после пожара 1812 года. На этом этапе строительство достигает особого размаха, в композиционном решении и убранстве сооружений звучит тема патриотизма и национального подъема.
Крупнейшие ансамбли, создаваемые в это время в Петербурге, Москве, оформляются в тесной связи зодчих с художниками-монументалистами, скульпторами и живописцами. Среди них — ваятели Ф. Щедрин, И. Мартос, И. Прокофьев, С. Пименов. В. Демут-Малиновский, живописцы Д. Скотти, А. Виги и другие. Архитекторы работают в непосредственном содружестве с мастерами других специальностей, составлявшими творческие коллективы, практически выполнявшими многие работы по внешнему и внутреннему убранству сооружений. Эта тенденция определилась еще в первом десятилетии века, но особенно окрепла после войны 1812 года. Синтез искусств позволял повысить художественную выразительность сооружений, полнее раскрыть их идейно-художественное содержание.
В пределах первой трети XIX века классицизм был единственным, всеохватывающим стилем. Распространялся он и па область интерьера. Размах градостроительной и строительной практики, ее неоспоримо высокие художественные достоинства вывели русскую архитектуру в это время на первое место в мире. Однако в недрах архитектурно-художественного стиля в 1820-х и в начале 1830-х годов уже назревали коренные изменения — приближался распад классицизма. Классицизм как стиль начал уже во втором десятилетии XIX века проявлять некоторые частные признаки если не распада, то, во всяком случае, угасания, несмотря на то, что в это время создавались величайшие творения Росси, Стасова и других архитекторов.
Первые предвестники этого распада проявились в измельченности форм, в жесткости и сухости орнаментации, в проникновении в орнамент декоративных мотивов, заимствованных ил других стилей и из тех областей античного искусства, которые ранее были вне поля зрения архитекторов.