Как это обычно и бывает со стилями, название этого произошло от пустяка. Так звали скромного немецкого обывателя, вымышленного литературного персонажа из стихов поэта Л. Айхродта («Bieciermaiers Liederlust» -«Увеселительные песенки Бидермайера»). Но и в этот раз название удивительно точно передаст внутреннюю сущность стиля.
Разочарование в политике, наступившее по всей Европе после революций, наполеоновских войн, реставраций монархий, национальных волнений, переворотов и казней, привело к тому, что люди устали и почувствовали потребность в более спокойной, легкой и комфортной жизни. Мирные, домашние дела приобрели еще большую ценность и значимость. Стиль стал ответом на эти настроения.
Бидермайер — стиль преуспевающего буржуа, прежде всего немецкого и австрийского, просуществовал с 1815 по 1848 гг. Даже ничего нового для него выдумывать не пришлось. Достаточно было взять за образец помпезный и воинствующий Ампир и приспособить его для уютной домашней жизни. Конечно, переехав из дворцовых залов в меблированные комнаты, Ампир потерял былое величие, зато приобрел комфорт. Интересно, что впоследствии происходит и обратный процесс: элементы буржуазного быта проникают в дворцовые интерьеры королевских семей и высшей аристократии.
Бидермайер — стиль не архитектурный, а интерьерный и мебельный. От Ампира он унаследовал простоту построения, лаконизм и кое-какие архитектурные детали: карнизы, колонки, пилястры и элементы античного декора. Наряду с Ампиром, не менее важным источником стиля служила пуританская буржуазная мебель Англии с ее строгим рационализмом. И, наконец, на формирование жилищной культуры того периода сильное влияние оказал зарождающийся романтизм как течение искусства.
Формы типичного для эпохи Бидермайсра дивана, предельно упрощенные, лишенные пышности, напоминают ампирные и свободны от какой-либо архитектурности. Ни бронзовых накладок, ни золочения — дорого-с. Теперь любуются фактурой дерева, которую так прекрасно выявляет полировка — ценится удобство и идеальная столярная работа. Изогнутые подлокотники и ножки кресел фанерованы — изобретение Бидермайера. Еще одна характерная особенность стиля — мебельные гвоздики с большими белыми фарфоровыми шляпками. Ткани могли быть разными — сатин, шелк, шерсть, гобелен, репс. Характерные мотивы — сочетание полоски и пальметт с розетками или разбросанные по плоскости отдельные натуралистичные цветы.
Стены комнат — или лишенные архитектурных украшений, или с простыми элементами филенок — декорировались обоями, которые обычно повторяли рисунок обивки мебели. Простота формы компенсировалась яркостью цвета. В XVIII в. экзотические породы древесины использовали только в Англии — «владычице морей». В Европе со времен Средневековья и вплоть до эпохи Ардеко самыми дорогими породами дерева считались вишня, груша и орех. И хотя публика посолиднее, стараясь не отстать от аристократии, заказывала обстановку из красного дерева (иногда и с бронзовыми накладками), более типичны были вишня, береза, клен, орех п груша. Древесину старались не красить, сохраняя естественную фактуру: даже фанерование подчас тоже считалось излишней роскошью.
Зарождающийся романтизм приводит к усилению сентиментальности в интерьере: муслиновые прозрачные занавески, цветочные обои, вышитые скатерти и покрывала, развешанные по стенам гравюры, вышивки и акварели. Немногочисленные приемы декорирования мебели представляли собой робкие и осторожные варианты антично-ампирных форм: лебеди, листья, ветки цветущих растений, венки, розетки, грифоны, рог изобилия, корзины, вазы. Обстановку квартир составляли всевозможные витрины, этажерки, угловые шкафчики и трюмо. На многочисленных столиках и подставках обязательно стояли комнатные растения.
Стол становится популярнейшим предметом обстановки. Обыватель много играет, читает, пишет акварели, любит покурить, ему надо куда-то положить альбомы и ноты, и для каждого случая был изобретен свой стол или столик. А секретеры с ящичками для хранения интимной переписки словно специально производились для сентиментальных людей. Очень высоко ценится функциональность вещи. Большим спросом пользуются придуманные англичанами конструкции с раздвижными столешницами потайными отделениями или откидными крышками, например стол-бабочка. Стулья, кресла, диваны делают все больше с изогнутыми спинками и подлокотниками. Возвращается мода и на гнутые ножки. Так что Бидермайер 1830-х гг. нередко сравнивают с Рококо.
Мебель в стиле Бидермайер — это мебель для мирной жизни. Типичный предмет обстановки — небольшой шкаф с одной фанерной дверцей. Столяры покрывают двери и стенки корпусной мебели тонкими листами фанеровки, которые со временем не коробятся. Кровати делают простые и удобные и без всяких балдахинов. В эту эпоху буфет стал неотъемлемой частью обстановки столовой.
Самые востребованные предметы — креола и диваны, украшенные шелковой бахромой и позументами.
Плавным местом в доме становится гостиная — ну точная копия аристократического салона. Но в отличие от последнего это не только место, демонстрирующее благосостояние, но и обычная жилая комната, в которой проходит жизнь всей семьи. Для гостиной актуальны круглые столы, где гости и хозяева могут общаться, играть на музыкальных инструментах, петь. Востребована и мебель для кабинета — письменные столы, бюро и секретеры.
Искусство австро-германского Бидермайера первой трети XIX в., по-мещански чистоплотное, незатейливое и уютное, является стилем жизни городского населения Центральной Европы и бюргерским искусством. А это приземление романтических настроений, низведение высокой художественности на уровень добротности, мастеровитое, аккуратности и удобства. Поэтому впоследствии, особенно на завершающем этапе стиля, говорить о такой обстановке стали с некоторой ноткой иронии: «О, Бидермайер».
Сегодня мебель этого стиля востребована, как никогда: производители копируют ее, переводя в современные технологии лака. А потребители по-прежнему предпочитают натуральный цвет мебели простых классицистических форм, сдержанную лепнину на стенах и потолках и обоев полоску. Ах, Бидермайер!