Камины, если их строили в залах, обычно располагались в длинных стенах. Чем больше и грандиознее был камин, тем менее вероятно, что его использовали для приготовления пищи.
Кухни с самого раннего времени устраивали отдельно, это одна из отличительных черт замковой жизни. Римляне сооружали под полом целую систему труб для отопления, и это было развито по всей империи.
Но в средневековой Европе этот способ не использовали. Поэтому камины играли очень важную роль в интерьерах, и очень большое внимание уделяли их украшению. К концу Средних веков камины превратились в монументальные сооружения под колпаками, с обилием скульптуры и архитектурного декора.
Известен камин в доме банкира Жака Кёра в Бурже — чудовищных размеров с завершением в виде башни с амбразурами. Все сооружение было украшено фризом, на котором вырезаны охотники и рыцари, участвующие в шутовском турнире — они восседают верхом на обезьянах.
Этот камин датируется 1443 г. Жак Кёр был купцом и финансистом международного масштаба и одним из богатейших людей своего времени. Он построил себе жилище, напоминающее дворец. Этот изобильно украшенный дом был самым роскошным из всех построек того времени.
Его характерные черты — отсутствие анфиладности в планировке, асимметрия, планирование «изнутри наружу», хаотическое, судя по фасаду, расположение окон — исходя из внутренних надобностей. В окна были вставлены (на фоне бесцветных) цветные стекла, стены и потолки были украшены росписями, повсюду была скульптура. В доме были все доступные в то время удобства, включая парилку.
Протопить огромные залы было очень трудно, даже если устраивать три камина сразу, как это было в Пуатье. Поэтому постепенно все большее распространение приобрели небольшие покои.
Комнаты верхнего этажа в знатных домах — кабинеты, гардеробные и опочивальни не были такими торжественными и мощными, как залы на первых этажах. Они были достаточны по размерам, чтобы вмещать кровати, часто многочисленные сундуки, большие лари и табуреты со стульями.
Стекло в Средневековье понималось как элемент обстановки комнаты, а не как часть функционального устройства дома. Когда хозяин дома отсутствовал, раму со стеклами снимали, а окна закрывали ставнями. Рамы с частыми свинцовыми переплетами подвешивали при помощи толстой проволоки к каменной или металлической фрамуге, а иногда прикрепляли на шарнирах к оконной коробке.
В частных домах было довольно распространенным цветное стекло. Так что витражи встречались и в жилых зданиях, а не только в культовых постройках. Ставни были деревянными и часто расписывались снаружи и изнутри или же украшались прямоугольным резным орнаментом. Они, как правило, прикрывали только нижнюю часть окна, а верхняя всегда оставалась открытой. Это обеспечивало и безопасность, и свежий воздух.
Створчатые окна в Средневековье были редкостью. В Нортхемптоне в королевском замке имелось окно с витражом на одну из самых любимых тем Генриха VII — фигуры Лазаря и Богача. В источнике того времени специально оговаривается, что окно могло раскрываться и закрываться.
До наших дней практически ничего не сохранилось от средневековых керамических полов. Известно, что это была одна из самых нарядных частей интерьера. Для декора пола использовали керамические плитки разных размеров, расписанные восковыми красками и покрытые глазурью. Они вошли в употребление в континентальной части Европы в ЛИ в. К концу XIII в. они уже перестали быть предметом роскоши, а в течение XIV в. было налажено их широкое производство. Из цветов наиболее распространенными были желтый, черный, коричневый и разные оттенки зеленого. Были одноцветные плитки, их располагали на полу в шахматном порядке, или расписные, с изображением зверей и птиц человеческих лиц и геральдических фигур.
Помимо плитки полы менее парадных залов выкладывали каменными плитами, деревянными досками, кирпичом, уложенным «в елочку». Коврами полы застилали довольно редко. Известно, что в гардеробной английского короля Генриха IV на полу лежал выделанный из кожи ковер а французский король Иоанн II распорядился повесить у кровати в своей спальне зеленый ковер из тонкого шелка. Были также в употреблении коврики, сплетенные из тростника, которые сшивались до нужного размера. Этот вид напольных подстилок называли «египетские коврики».
Готические люстры (как и в церковных интерьерах) имели вид либо металлических обручей из кованого железа, меди, латуни, либо деревянной крестовины, на концах ветвей которой горело по свече. Из литературных источников известны чрезвычайно сложные по конструкции и световым эффектам люстры позднеготического периода. На свадьбе герцога Бургундского в 1468 г. фигурировали огромные деревянные люстры, изображавшие стоящие на скалах замки. На этих скалах также были деревья, цветы, дороги с фигурами людей и животных. В нижней части люстр находились зеркала, отражавшие происходящее в зале. В каждой люстре сидел человек, управлявший различными механизмами, заставлявшими вращаться подсвечники и вылезать драконов из скал.
Для того чтобы составить впечатление о том, в каких условиях жили мастеровые и крестьяне в готическую эпоху, можно воспользоваться иллюстрациями из «Часослова Катерины Клевской», где изображены Мария и Иосиф в маленькой тесной комнатке с окном в деревянном переплете, но без стекол. Незатейливый интерьер имеет простой деревянный потолок, пол выложен простыми плитками. Иосиф сидит на бочке вместо кресла, стоящей возле очага. Штукатурка на стене кое-где обвалилась.
В XIII — XV вв. во многих западноевропейских городах в результате их социальных завоеваний появились новые типы общественных сооружений — ратуши, цеховые дома (цейхгаузы), торговые дома, дворцы Правосудия, странноприимные дома. Наибольшее развитие ратуши как элемент престижа города и символ его независимости получили в экономически развитых областях. Обычно это двух-четырехэтажные дома, иногда с башней-боффруа, возвышающейся над крышей. Первый этаж мог решаться в виде арочной торговой галереи, за которой располагались подсобные помещения. Во втором, наиболее высоком этаже находился зал заседаний, выходящий окнами на городскую улицу или площадь. Зал могли украшать нервюрные своды, балочные потолки, часто использовалась обивка стен деревянными панелями, иногда росписи.
Помимо ратуши интересный объект средневековой архитектуры — больницы. Любопытный пример представляет собой сохранившаяся больница в бургундском городе Бон, основанная в 1443 г. Четыре корпуса различного функционального назначения (больничная палата, капелла, аптека, кухни, Зал Совета Администрации и др.) сгруппированы вокруг благоустроенного внутреннего двора. Интерьер больничной палаты решен для своего времени весьма рационально. Кровати, поставленные вдоль стен, имеют вид отдельных сблокированных кабин, которые могли задергиваться шторами. Перед каждой кроватью-кабиной стояли стол и стул. Расположенные довольно высоко окна позволяли освещать и проветривать интерьер, не стесняя больных. Капелла примыкает к палате, что тоже очень удобно. Впоследствии композиционные приемы организации интерьеров бонской больницы стали общеупотребительными в больничном строительстве на протяжении четырех веков.