Возник дизайн и связанный с ним метод проектирования — художественное конструирование — не внезапно. Всю историю формообразования вещей до XX в. можно смело отнести к предыстории дизайна.
В эпоху Рококо входит в моду профессия придворного архитектора-декоратора. Тогда впервые в оформлении интерьера появляются свои специалисты, каждый из которых был знаменит в своей области: кто в изготовлении комодов, кто в искусстве драпировок и подбора тканей, кто в росписи мебели. Интерьер тогда впервые стал восприниматься как развлечение, шутка, творческое самовыражение «господина оформителя». А эстетика стиля проявилась в осознании декорирования как самостоятельного и самоценного явления в оформлении помещений.
Менялись вкусы, эстетические идеалы, фактуры и обработка, но функции предметов оставались сравнительно долгое время почти неизменными. В конце XIX в. в связи с бурным развитием науки и техники и с появлением новых потребностей в обществе возникает много предметов и машин, которые обладают новыми возможностями в сфере производства и быта.
Однако новая вещь часто оказывалась механически составленной из отдельный функциональных элементов. Характерный пример — первые телефонные аппараты-автоматы, созданные инженерами с учетом отдельных функций. Здесь и диск, и слуховой аппарат, и микрофон, и подставка, на которой закреплены все элементы, существуют отдельно друг от друга, причем сам аппарат не производит впечатления гармоничной вещи.
Низкий эстетический уровень массовой продукции середины XIX в. приводит к попыткам вернуть предметам достоинства, присущие кустарной вещи. К 1860-м г. относится наивысший подъем утопически-романтического движения «Искусства и ремесла» Уильяма Морриса (Англия) — художника, поэта и публициста, ставившего своей целью возрождение традиций средневекового ручного ремесла. Моррис считал, что только в Средневековье, когда мастер был технологом, художником и конструктором одновременно, он поднимался до уровня творца. В мастерских Морриса все производилось вручную.
Но в это же время в Европе начинают зарождаться и другие течения, когда на первое место выходит практическая польза предмета, его функция. Позиции постепенно завоевывают идеи Функционализма — эстетического течения, которое окончательно сформировалось в начале 1920-х г. и охватило не только архитектуру, но распространилось широко и повсеместно на весь предметный мир: мебель, одежду, книжную графику, сценографию. Несмотря на некоторую узость концепции, когда создание вещи или сооружения ставится в полную зависимость от его рабочей функции, идеи Функционализма находят благоприятную почву для своего развития.
В нашей стране и в Германии, почти одновременно, в 1919 — 1920 г. возникают две наиболее крупные организации: Вхутемас в Москве и Баухауз в Веймаре (Германия) — два центра развития новых художественных идей и методов художественного конструирования. Но это в Европе…
А в США резкое расхождение между ручным и индустриальным производством началось уже во 2-ой четверти XIX в. Изделия американского массового производства ценились во всем мире не только за прочность, но и за красивые целесообразные формы и качество отделки. С 1827 г. в США устраивались национальные промышленные выставки, а в 1848 г. в Нью-Йорке была открыта первая школа «искусства дизайна». Кстати, даже в Италии, до 1980-х г. не было заведений, где можно было изучать дизайн.
Сегодня итальянский дизайн стал таким же понятием мировой культуры потребления, как русская водка или американские джинсы. И случилось это совсем недавно. Менее чем за полвека итальянские мозаика и плитка, светильники и кресла, кровати и диваны оказались в авангарде мировой интерьерной моды. Сейчас при фразе «сделано в Италии» в нашем воображении во всем своем блеске материализуются предметы, форма которых соответствует последним представлениям о суперкомфортной жизни.
Мебельщики вовсю эксплуатируют образ Италии: люди стремятся приобрести итальянские вещи, чтобы в памяти возник образ страны. Есть понятие «итальянская жизнь». Все знают, что это — прекрасная кухня и высокий дизайн. Сами итальянцы говорят: «В Италии нет природных ресурсов, ни угля, ни нефти, ни газа. Миру мы можем предложить только творчество, моду и кухню…»
Но в начале 1950-х г. Италия не была «страной дизайна». Здесь вдохновлялись экспериментами американских дизайнеров с новым тогда пластиком и скандинавскими конструкциями с гнутой фанерой. Итальянцы, соскучившись по хорошим вещам за годы войны, жаждали наверстать упущенное. И были в Италии люди, готовые создать такие вещи — красивые, доступные и технологичные, для небольших квартир и массового производства.
В 1958 г. начался подъем в экономике, названный впоследствии экономическим чудом. Чудо произошло и в дизайне: уже в конце 1950-х г. итальянский дизайн под именем «linea italiana» стал известен за пределами страны. Все было просто: новые дизайнеры были готовы пробовать технологии и материалы, предприниматели — вкладывать деньги, а огромное количество мелких, мобильных фабрик — реализовать любую идею.
Акилле Кастильони, Марко Занусо, Вико Маджистретти, Джо Пойти, Освальдо Борсани, Джо (Чезаре) Коломбо, Энцо Мари, Гаэтано Пеше — вчерашние архитекторы, художники, скульпторы стали дизайнерами. История итальянского дизайна той поры — история развития личностей, а не тенденций и течений. А создавали феномен итальянского дизайна архитекторы, художники, инженеры и химики — те, кто никогда не изучал дизайн. И получается, что вся классика, все лучшие вещи исходят от самоучек.
Пятидесятые годы сегодня — суперпопулярны, многие компании с удовольствием выпускают мебель, ткани и плитку в стиле тех лет: фирма Bisazza, например, создала коллекцию мозаики Retro 50, вдохновившись модернизмом великого Джо Понти.
В начале 1960-х г. итальянский дизайн в мире получил название «прекрасного» (Bel Design). У молодых талантов появились новые источники вдохновения: концептуальное искусство, поп-арт, альтернативное искусство. Обязательная программа «linea italiana» — соединение функций и красивой формы — их уже не устраивала. Шестидесятые годы — время студенческих волнений. Бурлили университеты, в том числе и архитектурные факультеты. И предприниматели не закрывались от новых веяний, отваживались на эксперименты. Поп-арт внес свежую струю в интерьер: появились кресла-мешки, вешалки в виде кактуса, надувные кресла, округлые формы и яркие краски. (Тогда, впрочем, как и сейчас, был хороший спрос на дизайн с юмором.) Мебель заметно понизилась. Уже известный ранее пластик сильно выиграл благодаря новым технологиям. Теперь изготавливали не штампованные, а цельнолитые предметы — и некоторые из них до сих пор удивительно элегантны.
Но в середине 1970-х г. тезис, что форма предмета должна быть красивой, претерпел изменение. Пошла вторая волна радикализма в итальянском дизайне. Алессандро Мендини основал студию Archimia. Мебель исторических стилей и классику Конструктивизма он покрывал неоклассицистическим орнаментом и отделывал ламинатом. Тогда эти продукты спроса не нашли. Но сегодня кресло Proust объявлено культовым.
В 1981 г. появилась группа Memphis, которую основали Этторе Соттсасс, Андреа Бранци и Микеле де Лукки. Ее участники создавали ироничные и веселые объекты, совершенно не технологичные и не отличающиеся изяществом форм: направление студии было осознанно эпатажным. Но они демонстрировали интересные поверхности, многофункциональность и орнаменты, заимствованные из других культур, и каждый год показывали новую коллекцию. Начался настоящий ажиотаж: именно в то время возник культ личности дизайнера, была установлена граница между обычным недорогим продуктом и «дизайнерской вещью». Дизайн становится синонимом имиджа, статуса. Теперь промышленность была поставлена на службу дизайну, а не наоборот.
В 1990-х г. экономика Европы переживала спад. Люди не могли часто менять мебель, покупать модную — дизайну пришлось стать скромнее. Вместо дорогих преходящих предметов, которые пропагандировала группа Memphis, появились простые и функциональные: у них лаконичные формы и чистые поверхности. Даже молодые дизайнерские группы, например Zeus, предлагают очень сдержанные (хотя при этом выразительные) черные стулья из металлических трубок. Цель теперь — не дизайнерские изыски, а абсолютное качество вещи, вне моды и вне времени. Большинство производителей снова выбирает солидный, элегантный и серьезный дизайн.
С другой стороны, такие фирмы, как Capcllini, Edra и Driade, продолжают эксперименты с формой. Главная тенденция десятилетия — итальянские компании все больше привлекают к работе зарубежных дизайнеров, а работы молодых итальянцев не отличаются принципиально от того, что делают их коллеги в других странах. «Linea italiana» уступила место «linea internationale». Филипп Старк, Марк Ныосон, Стефано Джованнони — это дизайнеры всего мира.