К началу третьего тысячелетия Минимализм изрядно утомил. Возникла напряженная пауза: все ждали, когда же маятник тенденций качнется в противоположную сторону. Началось с обивки, поменять которую намного проще, чем форму мебели. Вспомнили о тактильных фактурах: акцент в новой роскоши приходится на чувственность. Вновь вернулись кожа, мех и шкура пони, грубый лен и фактурное дерево. Потом мебель заблестела: диваны — стразами и атласом, шкафы — цветным и бесцветным лаком. Усложняется и форма.
Многие фабрики сделали ставку на ретро, пошла волна римейков. Передовые технологии и самые новые материалы идут на воссоздание шлягеров прошлых лет, парафразов и пародий. Много сил тратится на трансформации и дополнительные функции. Искусственные материалы — один из главных источников вдохновения современных дизайнеров: из пластмассы отливают барочные лампы и кресла времен Луи XVI, на акриловых столиках расцветают кружевные цветы. Гламур — слово, рожденное в 1990-х г., — вот название нашему времени.
А для тех, кто любит в интерьерах мощное экспрессивное звучание, предлагается направление Трэш (англ. trash — вздор, дрянь, мусор) — руины и сколы, обломки и вмятины в интерьере, мебели и. Новой испорченностью увлечены первые имена модной индустрии. Ведущие мебельные и керамические бренды непременно включают Трэш в свои коллекции. Ведь чтобы понять красоту, иногда полезно ее разрушить.
Трэш — это протест против шаблонов, рамок и правил, против любых норм в полированной массовой культуре. Направление вызывает у обычных людей смешанные чувства шока и растерянности. В мире, где люди стремятся не выделяться, хотят быть похожими друг на друга, вдруг появились те, кто декларирует эпатаж как норму своей жизни.
Трэш и Гламур быстро превратились в гибрид — вполне логичным выглядит появление Трэш-Гламура. Одна часть направления подпитывает другую, иронизирует над ней, смеется. А в целом Трэш-Гламур силен своей энергетикой, своей непредсказуемостью и своей на старые архитектурные стили и направления. Он представляет собой формулу модного баланса между старым и новым.
Все эти направления сегодняшнего интерьерного дизайна — результат активного влияния на дизайнерское творчество стиля и моды.
Стиль и мода — слова, которые сегодня часто употребляют рядом, а вот понятия эти совершенно разные. Стиль — общее направление художественного творчества, основанное на объективных, не зависящих от мастера законах формообразования. И проявляется он в течение длительного периода времени. Мода (от лат. modus — мера, правило) — явление, основанное на субъективном, личном отношении художника к предмету творчества, на течениях массовой культуры весьма короткого временного отрезка.
Стиль определяет глубокий рационалистический характер интерьера. Такие интерьеры, предельно четкие и строгие, характерны для общественных зданий и отдельных решений жилья. А мода больше отражает эмоциональное отношение проектировщика к создаваемому интерьеру. Это внутренние пространства различных кафе, ресторанов, клубов, частных домов, которые привлекают наше внимание своеобразием и новизной.
Сегодня форма интерьера выступает вне зависимости от его утилитарной функции и конструкции, иногда даже в отрыве от них. В интерьерах применяются всевозможные фальш-потолки, фальш-полы, фальш-стены, фальш-колонны, фальш-пилястры, театрализованное освещение и другие детали. Связано это скорее с быстротечной модой, и этим в интерьере как раз и достигается определенный эмоциональный настрой.
Но если взять для примера стилистически безупречно выдержанные помещения, то насколько они покажутся нам одинаковыми, неинтересно-холодными абсолютно в любом стиле. Особенно достается в этом
Хай-тек и Минимализм — из-за небольшого количества предметов в интерьере это сразу видно каждому. И любые другие пространства (в стиле Модерн или в стиле Неоклассицизм) будут являть собой простой перечень стилеобразующих элементов, если там нет яркой дизайнерской находки, той, от которой восхищенно распахнутся глаза зрителя.
И получается, что мода, а в последствии большой стиль и рождается каждый раз от таких находок: кто-то однажды первый сделал то, что понравилось большинству Кто-то, обладающий прекрасным знанием старого стиля и исключительной, дизайнерской, тягой к поиску новых идей и нарушению общепринятых стандартов.