Яркий пример фолк-стиля — такой излюбленный всеми «марокканский стиль».
Жемчужина северо-западной Африки, Марокко поражает своей богатой, живой и многообразной культурой. Торговцев, колонистов, иноземных захватчиков испокон века манили несметные богатства этого региона. Северный порт Танжер, древняя метрополия Касабланка, культурная столица страны Марракеш, древний город Фес и столичный Рабат — какой яркий колорит и смешение разнородных культур.
Марокко всегда была интернациональной страной. И «марокканский стиль» — это одно из самых экзотичных переплетений нескольких культурных слоев: местного берберского, арабского и европейского. Римляне, испанцы, англичане, французы — все оставили здесь следы своей культуры. Но именно благодаря современным французским архитекторам и дизайнерам и существует сегодня само это понятие — «марокканский стиль». За последние тридцать лет французские архитекторы, выполняющие заказы поселившихся в Марокко европейцев, отреставрировали многочисленные старинные постройки и спроектировали новые дома в стиле возрожденного марокканского Ар-деко.
В сравнении с архитектурой других арабских стран марокканская заметно выделяется пышностью и вниманием к деталям. Объясняется это долгими прочными связями Марокко с Испанией. На Пиренейском полуострове арабы продержались до конца XV в., пока их не изгнали христианские рыцари. Большая часть вытесненных из Европы мавров (чернокожих людей, от греч. mauros — «темный»), арабов и берберов, обосновалась в Марокко. С этого времени архитектурный стиль арабской Испании окончательно утвердился на севере-западе Африки.
И сейчас в современном Марокко сохранились узкие улочки, шумные базары, традиционные арабские «рийяды» — замкнутые внутренние дворики, обнесенные колоннадами и похожие на сады. Двери всех комнат городского марокканского дома, где под одной крышей нередко проживает два-три поколения семьи, выходят в такой рийяд. Здесь обязательно есть фонтан, он помогает спасаться от летнего зноя. Ведь летом температура часто достигает сорока градусов. На пристроенных к рийядам террасах и верандах марокканцы проводят многие часы, отдыхая. И дома словно сливаются с садами, и граница между интерьерами и внешним миром как бы стирается. Сейчас в богатых домах над рийядом обычно делают прозрачную крышу и превращают его в просторную гостиную. Даже в африканском климате зимой здесь достаточно прохладно.
Первый этаж, как это принято в Марокко — парадный. Здесь находятся столовая и непременная в любом марокканском доме комната, предназначенная для отдыха и общения за чаем и кальяном. Называют ее марокканцы французским словом «салон» — прежнее арабское, если и было, успело прочно забыться. Весь второй этаж занимают спальни — это женская половина богатого марокканского дома: как правило, посторонних сюда не пускают-. Обязательно есть и обширная терраса, с которой открывается вид на пальмовые рощи. Такой дом, даже насыщенный бытовой техникой и другими приметами времени, остается восточным.
Ведь отказываться от традиционного жилища марокканцы не спешат: их дома как нельзя лучше подходят для африканского климата, летом в них всегда прохладно, а зимой тепло. Строят по технологии предков, которые использовали для строительства смесь глины и навоза. Хотя технологию немного усовершенствовали, кроме глины и навоза еще используется цемент, дерево и железобетон.
И сейчас многие в Марокко, если позволяют средства, предпочитают жить В старых традиционных домах. Их просто приспосабливают немного к современному образу жизни. Но и в новых домах все так же властвуют излюбленные орнаменты арабов и берберов, крашеная деревянная резьба, лепные гипсовые рельефы, выложенная из плиток мозаика, отделанные стены. Так что новое и старое, местная культура и привозная очень тесно соседствуют в Марокко.
Но самое главное, что связало воедино восточную и европейскую культуру, — это палитра Северной Африки, взятая па вооружение современными французскими дизайнерами. Кроме черного и холодного белого, популярны тона здешних песков и почв: золотистая и желтая охра, песочный, бежевый, розовато-красный и коричневый. А еще в марокканской палитре — все оттенки зеленого и синего. И яркий желтый, нежный розовый, солнечный оранжевый, насыщенный красный и ослепительный фиолетовый. Их В основном используют в плиточных орнаментах, окраске мебели и тканей, некоторые цвета имеют свою символику, в том числе и религиозную. В целом в оформлении интерьеров характерен баланс холодных и теплых оттенков.
Потолки чаще всего красят в белый цвет, но при этом стены желтые или зеленые. Вес оттенки белого контрастируют с цветом камня или кирпича и с тонами натурального дерева местных пород. Эти контрасты ярко подчеркивают особенности архитектурных деталей. Окна, двери, арки, зачастую выкрашенные в ярко-синий цвет, соседствуют с желтыми элементами фасада.
Про город Шавен часто говорят, что это один из самых красивых городов Марокко. А все из-за пронзительно-синего Старого города. Попадаешь на улицы и не веришь, что это реально существующий город, в котором живут реальные люди. Аккуратные белые дома в андалузском стиле с яркими синими дверями, синими ставнями и оконными рамами, синими же горшками для цветов и даже покрашенными в синий цвет дорожками выглядят как в сказке.
Иногда вообще создается впечатление, что дома просто «перетекают» в лестницы и тротуары, а улицы становятся похожи на многоуровневый лабиринт из застывшей небесной лазури. Ко всем крупным праздникам город перекрашивают заново, поэтому здесь всегда сохраняется эта синева во всех ее проявлениях — от светло-голубого до насыщенного фиолетового. И независимо от погоды, пусть даже на небе сгустились мрачные тучи, Шавен всегда выглядит ярким и веселым. А главное достоинство кафе и ресторанчиков, заполонивших площадь Старого города, — это наличие открытой террасы с видом на город. Обычные же жилые кварталы старинных марокканских городов — например, города Феса — выглядят отнюдь не так празднично. Они кажутся бессмысленным нагромождением унылых серых стен, над которыми возвышаются минареты мечетей.
Марокканский стиль предполагает разнообразие дизайна от наивного до утонченного с древними традициями внутренней отделки. Сложно сказать, сколько веков в этих краях отделывают стены «таделактом». Внешне это похоже на мрамор, а на самом деле это смесь песка, негашеной извести и земляных пигментов, придающих цвет от темно-коричневого до светло-табачного. Технология эта сложная и трудоемкая, но у нас ее с успехом можно заменить «венецианской штукатуркой». Аутентичность стен только подчеркнут изысканные современные светильники, воспроизводящие формы светильников магрибского Востока.
А вот еще одна древняя технология отделки потолка: эвкалиптовые, олеандровые ветки или прутья потоньше укладываются поперек балок. Дерево покрывают известкой, чтобы создать ощущение пространства и воздуха. Такой потолок привнесет в интерьер терпкий марокканский колорит, да и будет стоить гораздо дешевле другого типичного марокканского потолка, обшитого древесиной кедра, разделенного на кессоны-ячейки и украшенного витиеватой резьбой.
Мозаика, выложенная из керамических плиток, играла важную роль в североафриканском зодчестве еще до нашествия римлян. И сегодня шестиконечные звезды, лучами расходящиеся из центра, и головки цветов, составленные из геометрических фигур, украшают полы, стены, лестницы, камины и даже столешницы. И вообще, аутентичная керамическая плитка — самый беспроигрышный элемент отделки, способный придать любому интерьеру марокканский колорит.
Столь пестрый и насыщенный колорит родился от удивительной природы Марокко, где на побережье рокочет насыщенный солнцем прибой, а на горных склонах Атласа в непосредственной близости от Марракеша круглый год лежит снег. А чего стоит благоухание кедров и сосен на живописных холмах близ Танжера или шум реликтовых лесов с вековыми дубами в Рабате! А бескрайние песчаные дюны Агадира… Сами звуки названий звучат как сказка.