Это направление Кантри в том виде, в котором мы наблюдаем его сейчас, оформилось в 1950-е гг. В 1980-е г. его стали забывать, но к началу третьего тысячелетия к этому во всех отношениях примечательному типу убранства дома стала возвращаться утраченная популярность.
Хотя непосредственно на Скандинавском полуострове расположено три государства -Швеция, Норвегия и часть Финляндии, — к региону принято относить неразрывно связанные с ними в культурном и экономическом отношении Данию, Исландию и Фарерские острова. Именно из многообразия этих скандинавских культур, языков, традиций и взглядов родилась философия дизайна, сыгравшего важную роль в противоречивой мировой культуре.
Эти северные земли всегда стояли особняком, вне общего хода истории, и жили сами по себе. Заселенные, если верить археологическим находкам и наскальным рисункам, еще 10 тысяч лет назад, они очень поздно появились на европейской сцене. Смелые завоевания и рост морской торговли способствовали политическому и экономическому усилению скандинавских государств. Вследствие этого в экономической и социальной структуре скандинавских стран можно было наблюдать причудливое переплетение архаичных и прогрессивных явлений. Что касается отдельных видов искусства, то наибольшее значение имела архитектура; скульптура и живопись занимали подчиненное положение. Разумеется, при несомненных общих чертах в искусстве каждой из скандинавских стран было много неповторимого.
Архитектура Скандинавии в силу своего географического положения не испытала на себе влияние Античности. Здесь происходил обратный процесс: завоевавшие северную часть Франции, а затем и Британию норманны привнеси! многие характерные для своей культуры черты в изобразительное и декоративно-прикладное искусство покоренных государств. Легко заметить, что между современными шведскими и английскими образцами сельской архитектуры и интерьера существует определенное сходство.
Немалое влияние на формирование облика жилища оказала религия: большинство стран региона является протестантскими с определенным аскетизмом в культуре. В интерьерах акцент делается на красоту естественных оттенков дерева, камня и небеленых тканей.
Традиционное шведское жилище было в основном деревянным, только в бедных лесом областях строили фахверковые сооружения. Фахверковые дома имели жесткий несущий каркас из стоек, балок и раскосов. Пространство между элементами каркаса заполнялось смешанными с глиной камышом, ветками, соломой или различным строительным мусором; полученные стены штукатурились. Темные элементы каркаса визуально расчленяли белые стены и придавали облику зданий особую выразительность, которая стала главной архитектурной особенностью сооружений этого типа.
Основным видом строительства в Норвегии, богатой лесами, тоже было деревянное зодчество. К культурному наследию Норвегии относится украшение дома резьбой, в которой используются растительные, животные и геометрические мотивы. Своеобразие норвежского дома определялось и климатическими условиями — сильными штормовыми ветрами, дождями и снежными зимами. Поэтому здания строились из двух каркасов: наружный защищал и усиливал устойчивость внутреннего — жилых стен. Дома строились в виде прямоугольного сруба без единого гвоздя, а по фасаду украшались сложной резьбой.
Для норвежского жилого интерьера типичны нарочитая функциональность и одновременно демократическое отношение ко всем членам семьи. Доказательство тому — обычай предоставлять самую большую комнату детям.
А в целом скандинавское Кантри — культ уютного и теплого жилища, своеобразного здания-шкатулки, для которого характерны бревенчатая отделка стен в сочетании с гладкими деревянными поверхностями мебели, а также плетеная мебель из тростника. Для обивки мягкой мебели применяются ткани на основе натурального хлопка или льна неярких тонов, с клетчатым рисунком или в мелкий цветочек. Насыщенный воздухом и светом, наполненный натуральным деревом и тканями, с яркими пятнами аксессуаров, такой дом стал образцом комфорта не только для шведов, датчан и норвежцев. Ведь скандинавское Кантри, так же как американское, имеет свое своеобразие.
Бурное развитие дизайна началось в Скандинавии приблизительно в 1880 г. В результате здесь сложилась особая дизайнерская философия, повлиявшая в дальнейшем на культуру всего мира. «Больше красивых вещей для каждого дня» — девиз, которым скандинавы руководствуются и по сей день. Из-за погодных условий особый интерес в северных странах всегда проявлялся к убранству жилища, в отличие от жаркого юга, где вся жизнь разворачивается на улицах и площадях.
В 1920-1930-х гг. ручной и промышленный способы производства мебели стали соперничать друг с другом; так возник тог стиль обстановки интерьера, который и называют «скандинавским». Вскоре он распространился на другие предметы обихода — от чайной ложки до электротехники. Скандинавские дизайнеры говорили: «Форма должна идти рука об руку с функцией». Официально термин «скандинавский дизайн» появился в популярной и специальной литературе с 1950 г. — после выставки, прошедшей в США и Канаде.
Фундамент в мебельном искусстве Швеции заложили талантливые дизайнеры, некоторые из которых в прошлом были мастерами-краснодеревщиками. Таким потомственным столяром был Бруно Матссон (1907-1988), создавший целое стилистическое направление в мебели 1960-х гг., используя многослойное, гнутое дерево. Он разрабатывал ножки, прикреплявшиеся к столу посредством металлических деталей. Его изделия легко разбирались и собирались и были настолько изящны, что создавали впечатление парящих в воздухе.
Своим путем шло развитие датского мебельного дизайна. Наиболее яркой и интересной личностью здесь был Арне Якобсен (1902-1971) которого называют одним из зачинателей функционализма в Дании. В 1929 г. Якобсен стал лауреатом конкурса «Жилище будущего». Модель его стула Ameise («Муравей»), изготовленная фирмой Fritz Hansen, сочетала металлический каркас с единой формой, когда сиденье плавно переходит в спинку. Сейчас знаменитый стул экспонируется в Музее современного искусства в Нью-Йорке и Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
И, конечно, нельзя не сказать про такой феномен, как «финский мебельный дизайн». Движущей силой в нем стали произведения таких талантливых художников, как Ээро Сааринен и Алвар Аалто. Последний из них утверждал, что искусство — это непрерывный процесс облагораживания дерева, меди, стекла и других материалов для раскрытия их свойств, но не ради самой формы, а для удовлетворения человеческих потребностей. Аалто вошел в историю именно как новатор в работе с деревом: посредством личного авторитета он мог создавать архитектурное сооружение или любое изделие как индивидуальное художественное творение.
Финская мебель пользовалась популярностью еще в советские времена, когда скандинавский стиль только входил в моду на территории России. Иметь в интерьере книжные полки, домашний кабинет или другую мебель Финляндии было престижно. Сегодня, чтобы купить финские кровати или мебель в кабинет совсем не обязательно обивать пороги валютных магазинов или договариваться с фарцовщиками. Сегодня финскими производителями широко представлена мебель для детских садов и детских, удобные креола и диваны с уникальными механизмами, кухни из сосны, дуба, березы, бука и МДФ.
И опять получается не простое Кантри. В таком интерьере обязательно должны присутствовать дизайнерские предметы из светлого дерева, как визитная карточка стиля. Ведь отличает скандинавский дизайн от всякого другого именно любовь к дереву: применяется оно и обработанным разными способами, и необработанным, сохраняя естественный цвет и фактуру. А еще пристрастие к неярким, приглушенным тонам прибрежного песка, скал и голубовато-серого северного моря.
В типично скандинавском интерьере, как правило, есть прозрачное стекло и керамика с голубой, кобальтовой росписью. Это символы, олицетворяющие многоводье — те тысячи озер, которыми так славится Скандинавия.