Все - и столик на трех ногах А. Аалто, и журнальный стол, похожий на две сдвинутые скамьи, и полотняное убранство комнаты говорит о народных корнях этого интерьера.

Это направление Кантри в том виде, в котором мы наблюдаем его сейчас, оформилось в 1950-е гг. В 1980-е г. его стали забывать, но к началу третьего тысячелетия к этому во всех отношениях примечательному типу убранства дома стала возвращаться утраченная популярность.

Хотя непосредственно на Скандинавском полуострове расположено три государства -Швеция, Норвегия и часть Финляндии, — к региону принято относить неразрывно связанные с ними в культурном и экономическом отношении Данию, Исландию и Фарерские острова. Именно из многообразия этих скандинавских культур, языков, традиций и взглядов родилась философия дизайна, сыгравшего важную роль в противоречивой мировой культуре.

Так может выглядеть современный северный Кантри-стиль: нежные оттенки, прозрачное стекло, яркие детали и аскетизм в убранстве.

Эти северные земли всегда стояли особняком, вне общего хода истории, и жили сами по себе. Заселенные, если верить археологическим находкам и наскальным рисункам, еще 10 тысяч лет назад, они очень поздно появились на европейской сцене. Смелые завоевания и рост морской торговли способствовали политическому и экономическому усилению скандинавских государств. Вследствие этого в экономической и социальной структуре скандинавских стран можно было наблюдать причудливое переплетение архаичных и прогрессивных явлений. Что касается отдельных видов искусства, то наибольшее значение имела архитектура; скульптура и живопись занимали подчиненное положение. Разумеется, при несомненных общих чертах в искусстве каждой из скандинавских стран было много неповторимого.

Архитектура Скандинавии в силу своего географического положения не испытала на себе влияние Античности. Здесь происходил обратный процесс: завоевавшие северную часть Франции, а затем и Британию норманны привнеси! многие характерные для своей культуры черты в изобразительное и декоративно-прикладное искусство покоренных государств. Легко заметить, что между современными шведскими и английскими образцами сельской архитектуры и интерьера существует определенное сходство.

Красная вышивка, натуральные ткани естественных расцветок, пышное убранство кроватей — все просто и уютно.

Немалое влияние на формирование облика жилища оказала религия: большинство стран региона является протестантскими с определенным аскетизмом в культуре. В интерьерах акцент делается на красоту естественных оттенков дерева, камня и небеленых тканей.

Традиционное шведское жилище было в основном деревянным, только в бедных лесом областях строили фахверковые сооружения. Фахверковые дома имели жесткий несущий каркас из стоек, балок и раскосов. Пространство между элементами каркаса заполнялось смешанными с глиной камышом, ветками, соломой или различным строительным мусором; полученные стены штукатурились. Темные элементы каркаса визуально расчленяли белые стены и придавали облику зданий особую выразительность, которая стала главной архитектурной особенностью сооружений этого типа.

Основным видом строительства в Норвегии, богатой лесами, тоже было деревянное зодчество. К культурному наследию Норвегии относится украшение дома резьбой, в которой используются растительные, животные и геометрические мотивы. Своеобразие норвежского дома определялось и климатическими условиями — сильными штормовыми ветрами, дождями и снежными зимами. Поэтому здания строились из двух каркасов: наружный защищал и усиливал устойчивость внутреннего — жилых стен. Дома строились в виде прямоугольного сруба без единого гвоздя, а по фасаду украшались сложной резьбой.

Для норвежского жилого интерьера типичны нарочитая функциональность и одновременно демократическое отношение ко всем членам семьи. Доказательство тому — обычай предоставлять самую большую комнату детям.

А в целом скандинавское Кантри — культ уютного и теплого жилища, своеобразного здания-шкатулки, для которого характерны бревенчатая отделка стен в сочетании с гладкими деревянными поверхностями мебели, а также плетеная мебель из тростника. Для обивки мягкой мебели применяются ткани на основе натурального хлопка или льна неярких тонов, с клетчатым рисунком или в мелкий цветочек. Насыщенный воздухом и светом, наполненный натуральным деревом и тканями, с яркими пятнами аксессуаров, такой дом стал образцом комфорта не только для шведов, датчан и норвежцев. Ведь скандинавское Кантри, так же как американское, имеет свое своеобразие.

Бурное развитие дизайна началось в Скандинавии приблизительно в 1880 г. В результате здесь сложилась особая дизайнерская философия, повлиявшая в дальнейшем на культуру всего мира. «Больше красивых вещей для каждого дня» — девиз, которым скандинавы руководствуются и по сей день. Из-за погодных условий особый интерес в северных странах всегда проявлялся к убранству жилища, в отличие от жаркого юга, где вся жизнь разворачивается на улицах и площадях.

В 1920-1930-х гг. ручной и промышленный способы производства мебели стали соперничать друг с другом; так возник тог стиль обстановки интерьера, который и называют «скандинавским». Вскоре он распространился на другие предметы обихода — от чайной ложки до электротехники. Скандинавские дизайнеры говорили: «Форма должна идти рука об руку с функцией». Официально термин «скандинавский дизайн» появился в популярной и специальной литературе с 1950 г. — после выставки, прошедшей в США и Канаде.

Фундамент в мебельном искусстве Швеции заложили талантливые дизайнеры, некоторые из которых в прошлом были мастерами-краснодеревщиками. Таким потомственным столяром был Бруно Матссон (1907-1988), создавший целое стилистическое направление в мебели 1960-х гг., используя многослойное, гнутое дерево. Он разрабатывал ножки, прикреплявшиеся к столу посредством металлических деталей. Его изделия легко разбирались и собирались и были настолько изящны, что создавали впечатление парящих в воздухе.

Своим путем шло развитие датского мебельного дизайна. Наиболее яркой и интересной личностью здесь был Арне Якобсен (1902-1971) которого называют одним из зачинателей функционализма в Дании. В 1929 г. Якобсен стал лауреатом конкурса «Жилище будущего». Модель его стула Ameise («Муравей»), изготовленная фирмой Fritz Hansen, сочетала металлический каркас с единой формой, когда сиденье плавно переходит в спинку. Сейчас знаменитый стул экспонируется в Музее современного искусства в Нью-Йорке и Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

С помощью таких тканей и светлого дерева очень легко воссоздать скандинавское Кантри.
Стул Арне Якобсена и правда похож на муравья — такой большеголовый, тонконогий. Настенные покрытия Rouge от дизайнерского бюро Arte (Бельгия) хорошо поддерживают образ северного жилища.
Одноопорный столик «Тюльпан» из белого пластика (дизайнер Ээро Сааринен) вполне успешно вписался во все приметы скандинавского Кантри благодаря своим совершенным формам.
Все — и столик на трех ногах А. Аалто, и журнальный стол, похожий на две сдвинутые скамьи, и полотняное убранство комнаты говорит о народных корнях этого интерьера.

И, конечно, нельзя не сказать про такой феномен, как «финский мебельный дизайн». Движущей силой в нем стали произведения таких талантливых художников, как Ээро Сааринен и Алвар Аалто. Последний из них утверждал, что искусство — это непрерывный процесс облагораживания дерева, меди, стекла и других материалов для раскрытия их свойств, но не ради самой формы, а для удовлетворения человеческих потребностей. Аалто вошел в историю именно как новатор в работе с деревом: посредством личного авторитета он мог создавать архитектурное сооружение или любое изделие как индивидуальное художественное творение.

Он до сих пор любим и моден, этот удивительный прованский стиль.

Финская мебель пользовалась популярностью еще в советские времена, когда скандинавский стиль только входил в моду на территории России. Иметь в интерьере книжные полки, домашний кабинет или другую мебель Финляндии было престижно. Сегодня, чтобы купить финские кровати или мебель в кабинет совсем не обязательно обивать пороги валютных магазинов или договариваться с фарцовщиками. Сегодня финскими производителями широко представлена мебель для детских садов и детских, удобные креола и диваны с уникальными механизмами, кухни из сосны, дуба, березы, бука и МДФ.

И опять получается не простое Кантри. В таком интерьере обязательно должны присутствовать дизайнерские предметы из светлого дерева, как визитная карточка стиля. Ведь отличает скандинавский дизайн от всякого другого именно любовь к дереву: применяется оно и обработанным разными способами, и необработанным, сохраняя естественный цвет и фактуру. А еще пристрастие к неярким, приглушенным тонам прибрежного песка, скал и голубовато-серого северного моря.

В типично скандинавском интерьере, как правило, есть прозрачное стекло и керамика с голубой, кобальтовой росписью. Это символы, олицетворяющие многоводье — те тысячи озер, которыми так славится Скандинавия.