Словосочетание «Колониальный стиль» является скорее эпитетом, чем определением историко-художественного стиля. Этим латинским словом (от colonus — «колон», древнеримский поселенец, арендатор земли, житель провинции-колоната) со временем стали называть искусство, связанное с освоением новых земель. По другому «колониальный» стиль называют еще «рустичным» (лат. rusticus — сельский, грубый), что имеет слегка пренебрежительный оттенок, как «простой, незатейливый, неуклюжий, бесхитростный, простонародный».
Направление «Колониальный стиль» возникло при королеве Виктории в странах Азии — Индии, Бирме, Лаосе, Индонезии и др. В XIX в. военная и дипломатическая служба в дальних землях была очень престижной. Европейцы жили за морем годами и, оставаясь на привычном для них месте и по завершении карьеры, окружали себя экзотическими предметами обстановки. Те же, кто возвращался на родину, привозили с собой памятные вещи, бытовые привычки и определенную манеру обустраивать свое жилище. Например, большие напольные деревянные слоны у многих со временем стали обязательным украшением дома, их ставили по обе стороны лестницы.
Таким образом, Колониальный стиль требует присутствия экзотических элементов.
Например, такой необычный сейчас предмет, как сундук, — атрибут путешественника или военного, переезжающего с одного места службы на другое. Деревянный или обшитый кожей, он будет знаковым элементом вашего декора. Так же как и пробковый шлем европейского колониста. Кстати будет и небольшая коллекция оружия, состоящая из пистолетов XIX в., кортиков, а также холодного оружия индийского или арабского образца — подлинников или современных копий.
Особенно актуальной в колониях была защита дома от палящих лучей солнца. С этой задачей идеально справляются жалюзи — из бамбука или джутовой соломки, или деревянные жалюзи, типа «ставни», с подвижными ламелями. Особый этнический привкус привнесет в интерьер плетеная мебель из ротанга или банановой соломки: кресла-качалки, шезлонги. Плетеная мебель хороша практически всем: она натуральна и гигиенична, проста в уходе и, благодаря малому весу мобильна. И несмотря на кажущуюся хрупкость, вполне долговечна и прекрасно зимует в помещениях. А городской квартире такая мебель придаст ощутимый и знойный привкус тропического бунгало.
Колониальный стиль предполагает использование индийских, афганских, иногда марокканских аутентичных предметов, африканского декора, а в XXI в. дизайнеры стали добавлять в такие интерьеры и сугубо китайские и даже японские предметы.
Китайскую мебель отличают простые традиционные формы, сложившиеся к концу IX. в. и остававшиеся неизменными вплоть до конца XIX в. За этот период появилось и много новых предметов мебели — соединение в одном помещении старой мебели с более новыми образцами характерно для интерьерной традиции Китая. В отличие от японского интерьера, ориентированного на человека, сидящего на, китайский интерьер создается для человека, сидящего на стуле, то есть он более и удобен для европейца.
Колониальное направление позволяет гармонично сочетать культуру рационального Запада с экзотическими нотками Востока. В таких интерьерах царит знойная тропическая атмосфера и дух романтических литературных фоизведений.
Фолк, Кантри, Этника
Различие между стилями Фолк и Кантри в том, что первый обозначает «народный, национальный по культуре», а второй — «не городской, сельский жизненный уклад», хотя иногда эти категории трудно отделить друг от друга. В последнее время вместо термина «Фолк» все чаще стал употребляться термин «Этника» или «Этно» (от греч. ethnos — народ). Кантри (англ. country — «деревенский») как самостоятельный интерьерный стиль определился относительно недавно, а мировое признание получил всего каких-нибудь 40-50лет назад. За основу тогда была взята обстановка небольшого коттеджа в английской глуши.
Традиционное внутреннее убранство такого дома формировалось десятилетиями, на протяжении которых вещи из дома практически не выбрасывали. Это исторически сложившаяся эклектика, а в ее рамках, как известно, легко сочетать самые разные вещи.
Уютная притягательность стиля Кантри не устаревает. Теплый, навевающий воспоминания, он основывается на простоте, натуральных материалах (дереве, камне, керамике, хлопковых, льняных и шерстяных тканях), что позволяет легко приспособить этот стиль для жизни в городе и в сельской местности.
Чем сильнее идет процесс урбанизации, тем отчетливее наша тоска по деревенскому укладу быта. Но, к сожалению, даже у дизайнеров понятие «Кантри» ассоциируется с чем-то обязательно убогим, покосившимся, подвязанным веревкой и неопрятно-закопченным. Да, народное искусство было наивным, сто декоративные принципы у эстетов могут вызывать улыбку, но у рачительного крестьянина дом был чистым, радостным, украшался к праздникам, а его убранству посвящался весь долгий зимний период. И уж, конечно, крестьяне вкладывали все свое умение в росписи, резьбу, вышивку и обустройство своего быта.
А сельский быт символизирует бережливость и рачительное ведение домашнего хозяйства, радушное гостеприимство и щедрое угощение. Сейчас этот уютный и очень спокойный стиль становится все более популярным во многих странах, и оказалось, что везде он имеет свои национальные особенности.