Несмотря на все свое многообразие, искусство Африканского континента представляет собой, тем не менее, единый исторический тип, характеризуемый общностью стилистических признаков. Отдельно стоит каноническая культура Древнего Египта, гак же как и более поздние арабские культуры Северной Африки. Древние племена, населявшие Нубийскую пустыню на юго-восточной оконечности Африки, в ХГУ в. до н. а испытали влияние египетского искусства, затем христианской культуры Византии, позднее — ислама. Если рассматривать Африку южнее Сахары как единую цивилизацию, то до эпохи Великих географических открытий она развивалась более или менее изолированно, в соответствии с собственной внутренней логикой. Здесь этническая культура создала оригинальный художественный стиль, к которому мы прибегает каждый раз, когда хотим создать атмосферу вечного лета в своей квартире или загородном доме.
Изобразительное искусство. Наиболее традиционны для искусства Африки ритуальные маски — но они создавались не как самостоятельные художественные произведения, а как часть магического обряда с плясками и заклинаниями. После ритуала, маски, многие из которых изготавливались долго и тщательно, безжалостно уничтожались. Формы африканских ритуальных масок разнообразны — от крайне натуралистичных до фантастических, (греч. anthropomorphosis — очеловечивание) с гипертрофированными деталями. Некоторые геометризованы вплоть до совершенно абстрактного объема. Оригинальны устрашающие маски со вставными, иногда человеческими, зубами, рогами, обтянутые кожей животных и с длинными волосами — так и просятся на стену гостиной.
В большинстве случаев скульптура, как и ритуальные маски, делалась из дерева, поэтому самые древние образцы не сохранились. Тем, что известны, — не более двухсот лет. Но их стиль, как и в любом примитивном народном творчестве, почти без изменений сохранил архаические черты. Поэтому бывает затруднительно определить, в какое время выполнено то или иное произведение.
Классика африканской скульптуры — шедевры из г. Ифе в Юго-Западной Нигерии, исполненные в XII-XIV вв., — большие бронзовые и терракотовые головы, которые часто сравнивают с античными. Этнограф Лео Фробениус, обнаруживший в священных рощах народа йоруба скульптуры, сравнимые по красоте с античными, был уверен, что нашел остатки Атлантиды. Действительно, завершенность стиля, совершенство формы, тонкая пластичность непроизвольно вызывают ассоциации с этрусским и эллинистическим искусством. Ифе был крупный город-государство, распространивший свое влияние на средневековый Бенин и другие земли. Расцвет Ифе пришелся на XII — XIX вв., но он существует и сегодня. Высшие достижения этой культуры — бронзовые скульптуры и удивительные мостовые из десятков миллионов круглых глиняных черепков. Колдовская религия Вуду во многом возникла на основе верований йоруба.
Одной из самых известных для европейцев стала африканская скульптура мастеров селения Бенин в Южной Нигерии. Согласно местному преданию, ее жителей обучил бронзовому один из мастеров Ифе. Со временем стиль Бенин, действительно имеющий много общего с произведениями Ифе, достиг расцвета в XIII-XV вв. и сохранился до нашего времени почти в неизменном виде.
На территории Золотого Берега (ныне часть Ганы) в XVUI-XIX вв. в мастерских королевства Ашанти производилось множество изделий из золота местных рудников браслетов, колец, корон для племенных вождей, амулетов. Отдельные вещи создавались из дерева и обивались золотой фольгой. Все они назывались «акан» — по наречию, на котором говорили местные жители. Многие из таких изделий, имевшие типично архаичный, геометризованный характер, вывозились в Англию и Португалию. Усилиями немецких этнографов большая коллекция африканской скульптуры собрана в музеях Берлина и Дрездена. Часть была приобретена Петром I в 1716 г для Кунсткамеры в Петербурге.
Когда-то сенегальский философ и поэт Леопольд Сенгор (1906-2001) выдвинул концепцию «негритянской метафизики»: африканец неразрывно связан с миром и познает его не логически, как древний эллин и теперь европеец, а эмоционально-интуитивным путем. Он напрямую чувствует ирреальное.
Для европейской цивилизации характерен динамизм, стремление к расширению жизненного пространства и интеллектуальных горизонтов. У нас преобладают. линейные представления о времени — «Все течет, все изменяется», «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды». Для нас сегодняшний день никогда не повторится. А классический африканец умер бы от ужаса, узнав об этом. В африканской культуре преобладает восприятие времени как циклического процесса, когда» все возвращается на круги своя.
Еще в начале XX в. известный английский этнограф Перси Талбот писал, что «не может надеяться понять чувства и мысли африканца тог, кто не понимает, что мертвые для него — живые и обладают большей властью, чем обладали при жизни». Даже христианство в современной Черной Африке приобретает очень своеобразные формы. Африканцы верят в то, что мир создан их предками, которые могут его и погубит]) — не дать урожай. Все от них зависит — они могущественнее живых людей и важнее их. Предкам принадлежит земля, ныне живущие только владеют ею как доверенные лица. А когда отношения с землею как средством производства строятся так, то и направление развития общества иное.
Классическая европейская скульптура — это пропорциональность, каноничность, отсюда ее статичность. Африканское же искусство исполнено ритма, оно текуче, как речной поток. Статуэтка народа маконде — странные тельца с общими конечностями, ритмично перетекающие друг в друга. Знакомство с стало одним из главных импульсов для европейского модернизма. В удлиненных телах и шеях А. Модильяни чувствуется влияние знаменитой бенинской бронзы.
Декоративно-прикладное искусство. Из дерева вырезают домашнюю утварь — сосуды, ступки, чашки, кубки, тарелки и украшения (резные гребни, аграфы, бусы, кольца). Все они украшаются сложным геометрическим орнаментом. Основное место в ремесле сомалийцев занимает плетение из простой некрашеной соломы. На готовое изделие наносится ярко-желтый или лилово-красный узор — шахматный, ромбовидный или в виде концентрических кругов.
Плетут продолговатые овальные корзины с плоским дном и конусовидной крышкой, предназначенные для хранения одежды, различные по форме и размерам сосуды (особо плотные для хранения молока и жира), циновки и изящные украшения. Среди вылепленных без гончарного круга керамических изделий наиболее характерны сильно вытянутые в длину глазурованные сосуды из белой глины, грубо обработанные кругло донные горшки и плоские сковороды из красной глины. У кочевников распространены изделия из кожи быков, слонов и носорогов: седла, сбруи, сумки, украшенные раковинами каури, круглые защитные щиты с выпуклым узором из кусков кожи коричневого или красного цвета, чехлы для ножей, инкрустированные оловом.
Интересны произведения, стоящие на грани скульптуры и декоративно-прикладного искусства, созданные для специальных культовых церемоний: резные деревянные троны, украшенные круглой скульптурой; сосуды со сложными многофигурными основаниями, включающими конные фигуры вождей в сопровождении свиты с музыкантами; символические изображения обожествленных птиц, змей, домашних животных. Оригинальны по композиции деревянные кресла с опорами в виде стилизованных человеческих фигур. Они восходят к древнем) обычаю, когда вождь племени восседал на спинах своих рабов. Традиционная африканская мебель необычайно близка к скульптуре» но скульптуре абстрактной. У нее свои законы, свои пропорции. В ней главное динамика, пластика, настроение, а отсюда — ее необыкновенная выразительность.
Яркость и необычность искусства Африки, его своеобразная экспрессивность, гротесковость формы, произвели огромное впечатление на европейских художников начала XX столетия. Значительное влияние африканского искусства испытал немецкий художник-экспрессионист Э. Л. Кирхнер. П. Пикассо «заболел» африканской пластикой в свой кубистский и посткубистский период. Даже возникновение кубизма сам Пикассо и многие теоретики искусства связывали с воздействием африканской пластики. В середине XX в. сторонники теории афро-центризма — преимущества африканской культуры над paционалистической европейской — утверждали, что в психологии человека, не отделяющего себя от природы, главными являются непосредственные ощущения формы, цвета и ритма. Именно поэтому художественная интуиция африканцев в разных видах искусства завораживает европейцев.
Африка насытила собою три европейских стиля: Ар-деко, Колониальный стиль и Этно. Европейцы всегда привозили из путешествий экзотические сувениры. Колониальные трофеи украшали их дома: африканские маски вперемежку с индийскими коврами.
Всплеск африканской страсти отмечен был в эпох) Ар-деко. Заимствования были и прямыми — в интерьер внедрялись аутентичные статуэтки и ритуальные маски, и опосредованными — дизайнеры адаптировали примитивные формы, абстрактные геометрические орнаменты, только отделка была дорогая. Кожа питона, крокодила, ската, акулы и ящерицы; шкуры зебры и леопарда; экзотическое дерево, слоновая кость, панцирь черепахи, перламутр. Сегодня в мебельных салонах и роскошных домах царят кровати с золотыми изголовьями, обитые кожей массивные столы, комоды с интарсией. Мы снова любим афро-Ар-деко.
Для нас Африка, и это понятно, — западно-европейская мода на дорогую экзотику. И Ар-деко, и Эко-деко, и Колониальный стиль требуют длительного накопления, усердного поиска экспонатов. Но можно, создавая интерьер, остановить внимание на нюансах, схватить дух африканского колорита.
Древности. Высушенные гидроцефалы, точеные коленопреклоненные фигурки — ими восхищались художники Монмартра и Монпарнаса. Без африканских дешевых статуэток — повседневного атрибута интеллигентный домов Парижа — не было бы ни кубистов, ни Пикассо. Сегодня самые смелые декораторы помещают в Барокко, Классику и Поп-арт.
В качестве чисто африканских объектов популярны статуэтки, грубо вырезанные из дерева и раскрашенные матовыми красками. Фигурки могут быть и стилизованными изображениями животных. Каждое из племен имеет своего излюбленного зооморфного персонажа, фигурирующего в мифологии: у фон (Западная Африка) — змея, носившая в своей пасти создателя мира, у (Гана) — паук, у йоруба (Нигерия) популярен заяц, персонаж сказок, которому с помощью своей хитрости удавалось выходить из любого сложного положения. Пользуются любовью и обезьяны, вырезанные из цельного кокоса, — творение при этом получается мохнатым.