Среди всех видов изобразительного искусства живопись пользуется наибольшей популярностью. В Древнем Египте и Древней Греции произведения искусства находились в храмах, общественных зданиях, во дворцах царей и правителей. В Средневековье многочисленными памятниками живописи владели церкви и монастыри.
Самое знаменитое художественное собрание XV в. — коллекция флорентийских банкиров и покровителей искусства Медичи. Она составлена из произведений античных и итальянских художников. К концу XVIII в. В России живопись стала неотъемлемой частью интерьера дворянских домов, а потом и домов богатых горожан. Сегодня благодаря репродуцированию живопись прочно вошла и в наше жилище.
Считается, что колорит и стиль живописных работ должны соответствовать обстановке дома. А что и с чем согласовать — картины с интерьером или наоборот — решать нам. Правильно подобранные меблировка и художественные произведения не противоречат, а органично дополняют друг друга. Полотна признанных мастеров прекрасно смотрятся в дорогой классицистической или антикварной обстановке. Лучшим фоном для них станут обтянутые тканью или обитые текстильными обоями стены.
Модернистские полотна идеально впишутся в лаконичный Минимализм или Хай-тек с его блеском стекла и металла. И будут уместны буквально во всех стилях, если интерьерная композиция построена на гармонии контраста. Интерьер в стиле Модерн украсят изящные картины с букетами цветов в стиле импрессионизма: ведь растительные мотивы — любимая тема Модерна.
Стоит с осторожностью выбирать картины для детской или спальни. В этих комнатах лучше не использовать ярких будоражащих произведений. Спальня должна располагать к отдыху, а в детской излишне экспрессивная живопись может утомлять и пугать ребенка. Тематику полотен, как правило, подбирают исходя из назначения помещения, но не стоит следовать стереотипам. Яркий натюрморт отлично украсит обеденную зону, но можно выбрать и легкий пейзаж в светлых тонах. А пейзажи с изображением больших открытых пространств с четкой линией горизонта помогут визуальному увеличению размеров интерьера. Картина, словно окно, появившееся в стене, открывает другое время и пространство и уводит нас в мир фантазий.
Варианты размещения. Как правильно разместить картину в интерьере и найти для нее место, соседство и освещение? Обычно учитывают размер холста, план комнаты и расстановку в ней мебели. Так полотна средних размеров можно повесить над невысокой мебелью (диван, комод, кровать). Если картины имеют небольшой формат и схожи по цветовой гамме или сюжету их располагают группами друг под другом или на одном уровне вдоль стены. Большие работы или панно хорошо смотрятся над камином или даже на полу у стены. Эффектный штрих — картину можно установить на специальной подставке (на станке), и тогда интерьер сразу приобретет оттенок.
Главное в размещении картин в помещении — найти центр композиции. Сюда имеет смысл поместить наиболее яркое, привлекающее внимание полотно. Вокруг него будут группироваться все остальные — это, так называемая, центральная композиция.
Другой вариант расположения — симметричная композиция. Две картины, расположенные симметрично относительно вертикальной оси, создадут в интерьере ощущение равновесного покоя. Возможна и асимметричная композиция, когда картины разного размера размещают на разных уровнях.
Тип экспонирования во многом зависит от стиля, преобладающего в интерьере, и от наших целей. Асимметричная композиция подходит для коллекции черно-белых фотографий или современных картин. Для классицистических стилей лучше выбрать центральную и симметричную композиции.
Конечно, светлая однотонная стена — идеальный фон для любого произведения искусства: он нейтрален и не мешает восприятию работы. Цветовая гамма полотна может или продолжать цветовую гамму остального интерьера, или контрастировать с ней. В любом случае колорит картины всегда поможет нам выбрать основные цвета интерьера. И тогда живопись будет царить в этом пространстве.
Цвет и факт ура стен тоже играют большую роль в восприятии художественного произведения. Одна и та же картина по-разному выглядит на фоне кирпичной или каменной кладки, деревянных балок, обоев, ткани, побелки или краски. Идеальной основой для яркого абстрактного полотна будет белая (или черная) гладкая поверхность стены. На пестрых обоях без ущерба приживутся только небольшие акварели или графические работы с широким паспарту. Вся классицистическая живопись красиво смотрится на однотонных стенах с лепным декором. Цвет обоев должен перекликаться с колоритом полотен, не споря, а дополняя его.