Одним из интереснейших псевдоготических интерьеров конца XIX века является готическая Музыкальная гостиная великого князя Константина Константиновича Романова в Мраморном дворце. Личные покои великий князь унаследовал от отца Константина Николаевича, получившего дворец в собственность от императора Николая I. Новый интерьер Музыкальной гостиной в жилых апартаментах К.Р. был полностью обустроен в 1890 году архитекторами А.К. Джиоргули и Д.Д. Зайцевым.
За основу замысла гостиной был взят образ готической капеллы. Это решение отличается новизной и чрезвычайно неожиданно, поскольку в жилом интерьере эклектики музыкальные салоны, как правило, оформлялись в классических ордерных стилях как дворец греческого бога Аполлона и муз, покровительствующих искусству и театру.
В данном интерьере авторы представляют не языческую, а христианскую концепцию интерпретации искусства, в которой искусство трактуется как высшая форма духа и имеет божественный источник происхождения. Поэтому Музыкальная гостиная интерпретировалась как прекрасный храм служения музам и искусству, под сводом которого звучит поэзия и музыка. Примечательно, что антиклассический подход к трактовке искусства зародился еще в эпоху романтизма, когда творцы — поэты и художники почитались как пророки. Они получали вдохновение от ночного времени суток, луны и природы, выступавшей выражением божественности и символом человеческой жизни. Особую любовь романтики питали к. готической архитектуре, пронизанной христианским спиритуализмом, созерцание которой считалось неотъемлемой частью духовного поиска творческой личности.
К.Р. не случайно уделял столь пристальное внимание отделке интерьера гостиной. Несмотря на то, что великий князь сделал военную карьеру, он считал себя, прежде всего, поэтом. В 1888 году К.Р. записал в дневнике: «Жизнь моя и деятельность вполне определены. Для других я военный… Для себя же — я поэт. Вот мое истинное призвание». Он был одаренным музыкантом, композитором, его исполнительское мастерство ценили А.Г. Рубинштейн, П.И. Чайковский. «Не ограничиваясь только домашним музицированием, К. Р. участвовал как солист в публичных концертах. Это требовало почти ежедневных занятий на фортепиано, и Готическая комната являлась как бы вторым кабинетом». Великий князь Гавриил Константинович вспоминает, что отец «…отлично играл и был прекрасно музыкально образован. Учил его Р.В. Кюнденгер. Он приходил раз в неделю и отец под его руководством играл в готической комнате». Именно в это время Мраморный дворец стал одним из центров культурной жизни Петербурга.
Хозяин стремился создать в интерьере гостиной особую замкнутую, интимную и спокойную атмосферу: «готический» стиль придавал ей романтическую окраску, таинственность и одухотворенность. При этом замысел пространства интерьера построен на активной пластике асимметричной дубовой отделки , включающей встроенную мебель. Отделка создает динамичную пространственную игру то, отрываясь от стены и выходя в пространство комнаты, то наоборот, углубляясь в ее толщу. Утонченная и почти филигранная резьба вызвана маленькими размерами гостиной и, соответственно, необходимостью рассматривать детали отделки с близкого расстояния. В основе ее декора лежат орнаментальные мотивы французской средневековой архитектуры периода пламенеющей готики.