Кто-то считает русский стиль в интерьере проявлением патриотизма. Кто-то – разновидностью модного нынче антиглобализма. И уж кто-то – просто китчем в духе «развесистой клюквы»…
Дизайнеры признают, что оформить интерьер квартиры в русском стиле и при всем при этом не превратить ее в краеведческий музей, торговый центр сувениров либо филиал ресторана национальной кухни – задача не из простых. Главный вопрос, который встает при всем при этом: что конкретно можно считать признаком «русскости»?
Истоки русских промыслов
Как это ни удивительно, но самые известные русские промыслы – гжельский фарфор, хохломская и жостовская роспись, палехская лаковая миниатюра – весьма трудно назвать исконно народными. Некоторые из них сформировались «по мотивам», кроме того уже в советское время. Как правило же это изобретения мастеров середины 19-го века, а вовсе не традиции, идущие из глубокой древности.
Так, в частности, всеми известная сине-белая гжель, на поверку – народный китч а-ля голландские печные изразцы, который возник на рубеже 18–19-го веков на основе в самом деле старинного (но не столь узнаваемого по продукции) гончарного центра. Золотистая хохлома, в свою очередь как и лаковая миниатюра Палеха и жостовская роспись по металлу, оформилась в технологию приблизительно вмести с этим (кроме того художественные корни у этих промыслов не народные, а скорее иконописные). Отточенное же мастерство, настоящая профессиональная школа этих производств – это все создавалась уже в двадцатом веке, с участием маститых художников, а вовсе не наивных самородков из глубинки.
В результате уже не одно десятилетие эти вполне симпатичные бренды с успехом выдаются за исконное русское народное искусство. И лишь знатокам известно, что по-настоящему древний дизайн, сохранившийся (пусть и в слегка видоизмененном виде) еще с языческих времен, имеют только глиняные игрушки-свистульки (самые известные – дымковская и филимоновская), деревенская расписная мебель, а еще домовая резьба по дереву. Именно в этих предметах можно отыскать остатки языческой символики, следовательно, и подлинный самобытный русский стиль, зародившийся задолго до всех исторических влияний (будь то приход из Византии христианства, татаро-монгольское иго или прозападные реформы Петра).
Особенно «чистопородной» считают игрушку из деревни Филимоново, трехцветным полосатым рисункам которой приписывается магический смысл. Традиционные свистульки здесь делает испокон веков все женское население, в следствии этого вполне достойные экземпляры можно купить даже у местных бабушек (пусть не настолько аккуратные, как в артели, зато – настоящий «хэнд-мейд» из народа). Здесь же, в тульской глубинке, ежегодно проходит традиционный фестиваль художников-керамистов и проводятся мастер-классы.
Что берем на себя в игру
Даже среди дизайнеров располагается вполне достаточно снобов, считающих все без исключения изделия русских художественных промыслов китчевыми поделками, которые годятся всего лишь в виде сувениров для иноземных гостей. А если уж украшать подобными «произведениями искусства» собственное жилище, как они считают, моветон и проявление дурного вкуса. Но это, само собой, крайняя точка зрения. Главное – найти ключ к конкретному внутреннему убранству: тогда уже внутри него заиграют любые, даже откровенно сувенирные вещицы. А раз заведомо отобрать в виде потенциального материала предметы, как говориться, беспроигрышные, то ваш русский стиль может получиться не только лишь ярким, но также изысканным.
К примеру, почти в любом контексте будет органичен черный жостовский поднос (не говоря уже о том, что, даже предлагаемая в настоящее время роспись в стиле Жостова на холодильниках, вытяжках и другой металлической утвари может выглядеть чрезвычайно эффектно, если выступает в комплекте). Гжельская посуда помимо прочего бывает хороша в качестве коллекции – главное, не переборщить с количеством. Хохлома обычно более требовательна к окружению и слишком мало куда подходит (хотя говорят, что есть любители, которые заказывают себе целые «хохломские» комнаты), но несмотря на все вышесказанное существует место, в котором она уместна в любом виде и в любом количестве – это детская. Там хохломским быть может не только лишь столик со стульями, но даже мобильный телефонный аппарат и компьютерная мышка (в настоящее время и такое бывает). Там же, в детской, есть и остается место традиционным глиняным свистулькам и другим забавным дымковским, филимоновским и городецким игрушкам.
Никогда не испортят русский интерьер старинные сундуки, резные деревенские буфеты или расписанные в наивном стиле цветами и птицами шкафы-поставцы. Неизменно прекрасно будут смотреться на любой полке изделия из бересты или лозы – корзины и туеса, архангельские кузовки, «утицы» и «птицы счастья». Почти что для любого дизайнерского решения подойдут белые кружева ручной работы: ими имеют все шансы быть украшены все предметы текстиля – от скатерти до штор. Вполне вероятно вписать в интерьер даже домовую резьбу по дереву: в частности, сделать в комнате фальшь-окно с резными наличниками и ставнями, за которыми будет пока что прятаться разрушающий атмосферу старины плоский телеэкран…
Но есть вещи, без которых «русскому» внутреннему убранству (если он претендует на стильность) можно бы было и обойтись. К ним относятся матрешки любых видов (помимо детских), лапти, самовары, федоскинская лаковая миниатюра с современными сюжетами и прочие вещи, балансирующие на грани китча. Помимо всего этого, нежелательно смешивать «создающие конкуренцию фирмы» в масштабах одной комнаты – в частности, гжель с хохломой.
Где взять?
Самый один из лучших способ добыть подлинные или старинные вещи – это отправиться за ними на их историческую родину. За гжелью – в Гжель (ведь только там живет особая местная глина), за хохломой – в Хохлому (к тому же на производстве можно принять участие в так называемом work-show, то есть попробовать расписать какую-то вещь своими руками). А почему бы не привезти настоящие кружева из Вологды, Киришей и Ельца или золотое шитье из Торжка?
Или еще гораздо лучше – отправиться в экспедицию на север Архангельской области: там в деревнях сохранилась подлинная расписная мебель, берестяные короба и ковши из дерева. Впрочем, если поездки за предметами декора в ваши планы не входят, их можно купить на специализированных рынках или ярмарках.
Одна из них (настоящий русский блошиный рынок) работает в субботу и воскресение в Измайлово: если приехать туда рано-рано рано утром, то реально застать «развалы» северной деревенской мебели и резной утвари, накупить старинных чистых полотенец с петухами, берестяных солонок и туесков (здесь главное – не нарваться на грубую подделку). Есть и солидная мебель-новодел в русском стиле, выполненная где-нибудь в Абрамцево по эскизу Васнецова: ее специально для коллекционеров ежегодно выставляют на антикварном салоне в ЦДХ. Но если у вас появилось желание, для того, чтобы ваш русский декор был в самом деле живым, займитесь сохранением народных традиций сами: научитесь вышивать старинные орнаменты, плести корзины, шить из лоскутков пестрые покрывала и делать из полосок ткани трогательные полосатые половички. И детишек тоже научите!