Вообще русская мебель этого периода — явление самобытное и значительное. И не случайно. Ведь большинство крупных зодчих проектировали интерьеры вместе с мебелью. Создавали мебель такие известные в мире архитекторы, как А. Н. Воронихин, М. Ф. Казаков, Дж. Кваренги, К. И. Росси, В. П. Стасов.
К примеру, мебель, которую проектировал В. П. Стасов, имела строгие, даже суровые формы, без резных украшений. Вот стул его работы, под номером. 9. Он интересен по конструкции: имеет боковую раму, которая представляет собой две плоскости, состоящие из передней и задней ножек и стойки спинки. Созданная им конструкция позволяла применять вкладное сиденье в виде трапеции, которое свободно можно было разместить на переднем и заднем брусках.
Крупную роль в мебельном искусстве сыграл архитектор К. И. Росси. Для парадных апартаментов он создавал мебель золоченую или окрашенную в белый цвет с затейливой резьбой. В других случаях мебель выполнялась из красного дерева, серого клена, ореха, тополя, как стул под номером 10. По рисункам Росси мебель изготовлялась известнейшими мастерами-мебельщиками того времени: В. Бобковым, А. Туром, Г. Гамбсом.
— Значит, этот стул и есть из гарнитура Петуховой! — воскликнул Игорь.
— Почему ты так думаешь?
— Потому что его сделал мастер Гамбс.
— Думаю, что ты ошибаешься. Если бы этот стул был сделан Г. Гамбсом по рисунку Росси, то его бы обязательно оставили в музее как произведение искусства. Гарнитур же Петуховой скорее всего рядовая работа сыновей Г. Гамбса, которые также держали мебельные мастерские. И еще: тот гарнитур был сделан в 1865 году, а это время характеризуется, с точки зрения стилей мебели, распространением эклектики — так называли механическое соединение различных стилей, либо использование стилевых форм одной эпохи в другой. В подобном, так называемом «новом» стиле, а проще сказать в псевдостиле, и был, видимо, сработан гарнитур, который разыскивал великий комбинатор Остап Бендер.
Вот перед тобой два последних стула. Оба из мастерских Гамбсов. Один из них стилизован под готику, второй — под рококо. Который из них?
— Тот, что под рококо.
— Почему?
— Петухова наверняка стремилась обставить свои комнаты с роскошью, стилизация под примитивные конструкции средневековья ей бы вряд ли понравилась; другое дело, изящность и роскошь рококо.
— Все правильно. Таким он и был — ореховый гамбсовский стул с гнутыми ножками, обитый английским ситцем.
Кстати, сатирики допустили маленькую неточность в описании бытовых деталей, что, конечно же, нисколько не влияет на художественные достоинства романа.
— Неточность? — удивился Игорь. — Какую?
— В одном из стульев была найдена пластинка с текстом: «Этим полукреслом мастер Гамбс начинает новую партию мебели». Стул — это стул, а полукресло — это полукресло. Оно предполагает наличие локотников и мягкой спинки. Кроме того, на одной из страниц романа упоминаются стулья еловые и сосновые. Я что-то не слышал, чтобы стулья делали из древесины ели или сосны, которая малопригодна для изготовления гнутых деталей мебели! Но это так — профессиональное.
Любовь к своему делу
— С такими знаниями вам бы не стулья делать, а искусство преподавать! — воскликнул Игорь.
— По-твоему, мебель можно изготовлять, не зная ни ее прошлого, ни ее настоящего, ни ее будущего? Не разбираясь в стилях и моде? Плохую можно, а настоящую, удобную и изящную мебель, которая является порой подлинным произведением искусства, нельзя. Тем более в системе бытового обслуживания, где мебель выполняется по индивидуальным заказам населения. Если мы не будем подходить к своей работе творчески, то всех заказчиков растеряем.
Тот, кто по-настоящему любит свое дело, стремится постигнуть суть его. Суть же и в истории, и в технологии, и в профессионализме. Короче говоря, в комплексе знаний и во внутренней культуре творца, будь то рабочий или инженер.
А я люблю свое дело.
Начинал я с довольно редкой сегодня профессии плетельщика мебели, потом работал столяром. После службы в армии поступил на подготовительное отделение Московского технологического института бытового обслуживания и стал студентом по специальности «Технология деревообработки». Изучал и технологию, и оборудование мебельного производства, и основы художественного конструирования мебели. Дополнительно много читал литературы по специальности. Теперь сам участвую в создании мебели по заказам населения.