Прогресс в социально-экономической сфере, рост городов, развитие торговли, ремесел и техники в период готики вызвали значительные изменения в характере гражданской архитектуры, в частности, и в строительстве феодальных жилищ.
Самые распространенные в зрелом Средневековье типы жилых домов — и сельских, и городских — фахверковые и каменные. Дома имели два, три или четыре этажа и расширялись «кверху», имея как бы «нависающий» второй этаж — особенно это характерно для Франции.
В Англии был распространен т. н. «усадебный» тип дома, малоэтажный и «распластанный» по горизонтали. Все постройки английского фахверка группировались вокруг центрального двора, ядром композиции был холл, над холлом располагалась жилая часть дома, под ним — кухня и кладовые. Эркер — главное украшение английского фахверка.
Немецкие фахверки — самые высотные, с очень крутыми двускатными крышами.
Готические замки, как и романские, решаются в виде фортификационных сооружений. Для этой цели используются рельеф местности, естественные и искусственные водоемы, крепостные стены, подъемные мосты. В ряде случаев композиционным ядром замка продолжает оставаться укрепленный донжон.
Многие замки реконструируются путем добавления к ним новых построек, связанных в основном с репрезентативной и жилой функциями, — парадных залов, более комфортабельной жилой части. Постепенно донжон «отмирает», а роль этих помещений возрастает.
В XIV — XV вв. феодалы стали больше внимания уделять личной жизни. Парадные залы дворцов стали использовать исключительно для торжественных церемоний, а личные покои стали центром повседневной жизни. Соответственно они превратились в наиболее роскошно украшенные помещения.
Большие залы заметно отличаются в разных дворцах и замках, например: Вестминстерский зал в Лондоне имеет размеры 73×20,5 м, а Окемский зал в Ратленде гораздо меньше — 19,8×13,5 м.
Потолки в Средневековье делали плоскими либо сводчатыми. Плоские потолки были распространены в тех помещениях, где проблема безопасности не была основной, и поэтому не требовалось возводить толстые стены или огнеупорные своды. Такой потолок изображен на 134 алтарной композиции Дирка Боутса «Тайная вечеря» (ок. 1463 г.).
В этом же интерьере видны другие характерные черты средневекового интерьера: оштукатуренные стены, красивый камин с большим навесом, высокие окна со ставнями в нижней половине. Также обращает на себя внимание богато орнаментированный пол из изразцов — такое покрытие было очень популярно в Средневековье.
Для многих средневековых залов характерна открытая деревянная конструкция крыши, которая стала использоваться во всех больших залах Европы, когда потеряли популярность каменные своды, впрочем, также весьма распространенные. Потолки часто украшались росписями.
На каменных сводах были разнообразные архитектурные элементы — кронштейны, всевозможные пояски, розетки и ребра. Они составляли обрамление к росписям. В деревянных потолках для этого служили балки и поперечные членения.
В Англии постройки с деревянной конструкцией потолка встречаются с XIV в. — например, замок Пенсхёрст-плейс в Кенте, 1335 г. Во Франции подобный большой зал замка в Пуатье построен между 1384 и 1388 гг.
В этом зале очень хорошо разработано декоративное убранство. Особенно интересен огромный тройной камин, в верхней части которого находится богато украшенное скульптурой ажурное завершение. Самый конец зальной традиции — это Владиславский зал в Праге, относящийся к 1486 — 1500 гг. Владиславский зал имеет сложно украшенный свод и обильную лепнину в обрамлении каминов и дверей. Помимо прочего, еще одна интересная особенность этого интерьера — внутрь зала вел спиралевидный пандус, по которому рыцари въезжали на лошадях и даже устраивали в зале турниры, если была плохая погода для состязаний под открытым небом.
Средневековые залы в свое время были гораздо ярче, чем сейчас. Сейчас реставраторы оставляют ничем не прикрытые каменные стены, но это не соответствует реальности. На самом деле стены были оштукатурены и покрыты светлыми темперными красками или побелкой. Открытыми элементами конструкции оставались только дверные проемы, оконные коробки, колонны и столбы. Обычно поверх краски на стены наносили тонкие линии, как правило, красного цвета, имитирующие каменную кладку. Помимо побелки использовали также и штукатурку.
Ее изготовляли из извести, песка и щетины, а иногда, когда требовалась особенно изысканная текстура, — из жженого гипса. В 1312 г. штукатурку применяли при украшении Виндзорского замка. Помимо покрытия стен жидкой краской иногда использовалась роспись по трафаретам. Кроме того, парадные залы украшались предметами, имеющими отношение к владельцу: геральдическими щитами, знаменами, оружием и охотничьими трофеями. Все эти предметы отражали славное прошлое рыцаря, жившего в замке.