Не было стиля более тесно связанного с породившей его эпохой, чем стиль рококо; именно в искусстве украшения интерьера этот стиль находит свое наиболее полное выражение. Интересно, что, хотя в рококо уже практически нет классических реминисценций, здесь впервые со времен античности оказался действительно достигнут синтез архитектуры и прикладных элементов интерьера.
Как бы ни была сама по себе великолепна мебель французских мастеров рококо — Крессана, Годро, Дюбуа или Делануа,— она приобретает свое подлинное декоративное звучание только в интерьерах, для которых она зачастую специально изготовлялась. То же самое можно сказать о картинах, скульптуре, фарфоре или тканях.
Стиль рококо — последнее оригинальное выражение аристократического идеала в европейском искусстве. Истоки его многообразны и сложны; неизвестно, какой стране он больше обязан своим происхождением — Франции или Италии. И хотя можно утверждать, что в живописи рококо возник на итальянской почве, в кругу таких художников, как Себастьяно Риччи, в интерьерной декорации этот стиль все же впервые появился во Франции.
Мы уже наблюдали, как европейская мода постепенно отворачивалась от барочного Рима и начинала руководствоваться в вопросах вкуса великолепным новым дворцом Короля-Солнца в Версале. Миниатюрные «Версали» стали возникать по всей Европе; но что в наибольшей мере вызывало восхищение других правителей — больше, чем архитектурные формы дворца,— это планировка, облик и символическая программа интерьеров.
Больше всего им хотелось воссоздать в своих дворцах в Италии, Германии, Австрии, Голландии, Англии сверкающую Зеркальную галерею, необычайно обширную и торжественную, хотя только в XIX веке ее смогли «повторить» в сопоставимом масштабе. Однако вся эта торжественная роскошь как бы подразумевала, что Людовик XIV должен был где-то иногда и отдыхать от ритуальной строгости придворной жизни, которую он ввел и которой тщательно придерживался. Его убежищем на этот случай были Трианоны и замок Марли.