На сложение системы средневековых интерьеров повлияло три фактора: христианство, феодальная система и «кочевой» образ жизни феодалов.
Церковь, обладавшая огромной властью в Средние века, в определенной степени задавала тон и стиль и для светской культуры. Всевозможные церемонии и поклонение были в ходу у герцогов и князей. Разумеется, они имели церковное происхождение.
Вассалы средневековых правителей воспроизводили их стиль жизни, только как бы в уменьшенных масштабах. В светской жизни, как, впрочем, и в церковной, преобладал воинственный дух, дома правителей были прочно устроены и защищены высокими стенами. Все жилища были так хорошо укреплены, что часто это даже мешало комфорту во внутреннем убранстве.
Образ жизни всех слоев общества был связан с постоянными перемещениями в пространстве. Это мешало появлению стабильных элементов интерьера даже в самых цивилизованных жилищах. Средневековая жизнь была довольно суровой. Вся жизнь знати проходила в постоянных разъездах, и в жестких полувоенных условиях феодалы мало что из предметов обстановки могли безбоязненно оставить, уезжая из дома.
Собственно, французское слово «meuble», которое означает обстановку, изначально переводится как «движимое», т. е. то, что можно увезти с собой, а «immeuble» — в современном переводе- «недвижимое». Все удобства, облегчающие жизнь, были переносными. Многие средневековые залы, которые до нас дошли, кажутся очень пустынными.
В принципе их нынешний вид соответствует тому, как они выглядели, когда их владельцы куда-нибудь переезжали со всеми пожитками. Вся обстановка была не громоздкой и не была закреплена за каким-то определенным местом.
Сельский дом романского периода либо был сложен целиком из крупных гранитных блоков, с небольшими оконными проемами, либо имел каменный цоколь и фахверковый верх. В низком цокольном этаже находились погреб, склад, курятник. Дверь располагалась на высоте 1 — 2 м от земли. Лестница и крыльцо также были каменными. Фахверковые дома имели высокий резной конек.
Дома горожан были также очень простыми, часто фахверковыми, либо целиком каменными, с черепичными либо сланцевыми кровлями. Ограниченные размеры городских участков обусловили многоярусность жилищ. С XII в. активно строились дома смешанного типа — с каменным нижним этажом и деревянным фахверковым верхним.
Нижний этаж часто отводили под мастерскую или лавку, которая сообщалась через аркаду с улицей. Выше находилось жилое помещение владельца дома и его семьи, в котором имелся очаг. Третий ярус помещений представлял собой «клетушки» подмастерий и прислуги. У бедных горожан на каждом этаже располагалось только по одному помещению.
К концу романского периода, к XI — XII вв. окончательно сложился тип феодального замка (башенный жилой дом). Замок феодала стоял на возвышенном месте, это было удобно для наблюдения и обороны. Он был как бы символом власти феодала над окрестными землями. Основным жилищем сеньора была главная башня — донжон.
В нижнем этаже донжона находились кладовые, на втором этаже жил владелец, третий этаж был помещением для слуг и охраны. В подземелье устраивали тюрьму, а крышу использовали для дозора. Междуэтажные перекрытия делались каменными сводчатыми или балочными деревянными.
В плане донжоны бывали прямоугольными, круглыми, многоугольными. Лестницы устраивали либо в отдельных башенках, которые одновременно играли роль контрфорсов, либо в толще стены. Донжон окружали две крепостные стены с башнями, подъемным мостом, заполненным водой рвом. Между внутренней и внешней стенами замка находились жилища обслуживающего персонала.