Помимо В. Стасова и К. Росси, наиболее крупным зодчим второго этапа позднего классицизма был профессор Академии художеств А. Михайлов 2-й. Ему принадлежит ряд значительных построек Петербурга, некоторые из них сохранили ценные интерьеры, в стилистическом отношении характерные для того периода.
В 1830-х годах А. А. Михайлов присоединил к построенному в XVIII веке на набережной Мойки особняку П. Шувалова, к тому времени перешедшему во владение Юсуповых, новый корпус с большим белоколонным залом. Последний сомкнулся с помещениями основного здания. Образовалась парадная анфилада, оформленная с топким вкусом в изысканной декоративной манере. Большая ротонда и гостиные — Красная и Синяя,- в какой-то мере подражающие одноименным помещениям Елагина дворца, имеют чудесные декоративные росписи.
Большая ротонда, перекрытая куполом, замкнута кольцом ионических колонн с капителями типа Эрехтейона. Их гладкие блестящие стволы, обработанные под голубой мрамор, красиво выделяются па фоне светлых матовых стен. Купол декорирован очень тонко композиционно разработанной живописью. Кроме того, изображения фигур с венками и лентами свободно размещены на участках стен между колоннами: прием, напоминающий Белый зал Михайловского дворца Росси.
Превосходны гостиные. В Синей, так же как и в других помещениях, основным средством декорировки является роспись потолка, в данном случае плоского коробового свода, расчерченного прямыми линиями и полосами, образующими систему ромбов, восьмиугольников, прямоугольников, заполненных фигурными композициями «под лепку», изображениями букетов, орнаментом.
Над росписями в особняке Юсуповых работали первоклассные живописцы-декораторы Ф. Торичелли и А. Виги. Степы затянуты сине-голубым узорчатым штофом, по верху их проходит пояс антаблемента дорического типа, с триглифами в виде кронштейнов и метопами с венками и розетками. Кронштейны-венки и карниз позолочены. Большие белые двери с золотыми деталями хорошо корреспондируют с карнизным завершением и росписью потолка.
Красная гостиная имеет много общего в композиционном строе с Синей гостиной. Но здесь иной колорит и во многом другие детали. Несмотря на иной рисунок, антаблемент-карниз ритмически и по материалу (позолоченные элементы) напоминает соответствующую часть отделки Синей гостиной.
Превосходны двери, увенчанные скульптурными десюдепортами. Хороша большая бронзовая люстра с пучками подсвечников, укрепленных на основной опорной чаше. Особой нарядностью отличается Танцевальный зал, чрезвычайно простой и благородный в своем убранстве, с его одетыми в искусственный мрамор чистыми стенами. Столь же наряден, но более сложен по декорировке Белоколонный зал.
Более взыскательный вкус проявляется в интерьерах имения Юсуповых, воспроизведенных на акварелях из семейного альбома. Акварели, большинство которых исполнено художниками-любителями, имеют погрешности в перспективе, в рисунке. Однако характер убранства помещений и детали переданы правильно, почти протокольно, и это придает акварелям историко-культурную ценность.
Интерьеры юсуповского альбома вводят в среду богатого загородного дома. Стены помещений покрыты клеевой краской светлых тонов и декорированы клеевыми же набитыми трафаретом бордюрами. Этот способ обработки степ был еще достаточно распространен и особенно часто применялся в загородных домах. В первых двух интерьерах стены однотонные, без рисунка, в третьем — обработаны вертикальными полосами, завершающимися цветочным: бордюром.
За «альфрейный» вариант говорит и то, что орнаментальная живопись применена здесь также над карнизом, на потолке. Во всех трех интерьеpax — свободная, живописная расстановка мягкой мебели с организацией «уголков», закрепленных коврами, и большое количество зелени.
Мягкая мебель без выступающих деревянных частей известна была еще во второй половине XVIII века. В первой четверти XIX века она используется реже, но в 1830-х годах ее роль в интерьере вновь возрастает. Большое распространение, в частности, получает теперь тип «патэ» — мягкого, квадратного в плане дивана (стоящего обычно в центре помещения), а также дивана с подушками вместо спинки. Они изображены и на акварелях альбома Юсуповых.
Это один из ранних случаев использования подобной мебели. О «патэ» упоминается в ряде мемуаров. В «Воспоминаниях» В. Н. Китовой о семье И. С. Тургенева читаем: «…когда шатан уходила отдыхать в свою спальню, Иван Сергеевич ложился тоже па пата. Такого рода мебели теперь, я думаю, уже нигде не встретишь, но и Спасском тогда эта четырехугольная громада, вышитая по канве какими-то причудливыми арабесками, занимала всю середину небольшой гостиной нового дома». Вторым характерным элементом разбираемых интерьеров являются букеты и зелень, образующая трельяжи, растущая в кадках, в горшках.