В большей части домов до эпохи эллинизма стены были расписаны четкими зонами отдельных цветов, излюбленным среди которых был красный. Некоторое представление о таких интерьерах можно получить в атриуме Дома Двухсотлетия в Геркулануме, в котором пол выложен простой черно-белой мозаикой, а стены — красные. В Греции стены расписывали темперой, которую наносили на штукатурку при помощи связующего материала.
Если расписывали всю стену целиком, то чаще всего использовали красный цвет, нередко под основной плоскостью, у пола, делали цокольную зону белого или желтого цвета. Иногда стену делили на три равных горизонтальных полосы белого, желтого и красного цвета, а позже появился так называемый структурный стиль, или «стиль кладки», как, например, в Доме Диониса на Делосе. Для этого стиля характерно использование штукатурки, имитирующей кладку из обтесанных каменных блоков, часто она была расписана под натуральный камень.
Прямые отзвуки этого стиля чувствуются у римлян в Первом помпейском стиле настенной живописи. Витрувий описывал эти росписи как имитирующие мрамор. Плиний замечал, что даже величайшие художники прошлого, такие, как Апеллес (придворный живописец Александра Македонского), использовали «всего лишь четыре краски в своих бессмертных работах — белую с Мелоса, аттическую желтую, красную из Синопы, что на Черном море, и черную, называемую атраментум…».
При этом он горестно замечал, что «ныне, хотя стены наши украшены пурпуром, а Индия дает нам ил своих рек и кровь слонов и драконов, знаменитых картин никто не пишет. Не гений художников лежит в основе нынешней живописи, а лишь роскошные материалы». Тот факт, что никаких иных типов росписей греческих домов не найдено, не доказывает еще того, что их совсем не было, но тем не менее у нас нет оснований предположить, что тип изобразительных стенных росписей, характерных для ранних цивилизаций, например критской, был распространен и позже в Греции.
Большая часть домов, раскопанных в Олинфе, датируется V веком до н. э. и позже. Они совпадают с Витрувиевым описанием греческого дома. Полы во многих домах Средиземноморья представляют собой не что иное, как утоптанную землю на первом этаже и деревянные перекрытия наверху, если в доме есть второй этаж. В бедных домах пол верхнего этажа был из глины, которой обмазывали разложенный по перекрытиям тростник.
В больших домах (например, в Доме Гермеса на Делосе, где частично сохранились три из первоначальных четырех этажей), местами были найдены деревянные полы. Использовались также и шиферные плиты. Поскольку дома на Делосе относятся к эпохе эллинизма, в них можно видеть наиболее развитые архитектурные типы доримской античности. Земляные полы, которые могут показаться нам грубыми, самими греками явно не расценивались как нечто не соответствующее изящно украшенным стенам и красивой обстановке, хотя возможно, что греки знали способы маскировать дешевые материалы.
На острове Эгина, в здании, которое, по всей видимости, было домом жрецов, пол был покрашен или проморен красно-малиновым, а стены были абсолютно белыми с цокольным поясом красного цвета высотой в один метр. Подобный пояс — красный, белый или желтый — встречался во многих домах; он служил отличным фоном для изысканной мебели.
В наиболее богатых домах Олинфа сохранились своего рода прото-мозаики. Мозаики, которым суждено было стать наиболее распространенной техникой декора пола, стен и даже сводов в римских усадьбах, с необычайной быстротой распространились в эллинистическую эпоху. Наиболее ранние образцы мозаики выполнены из отшлифованной гальки, которую брали обычно с речных берегов.
При сравнении с разработанной техникой мозаик эллинистического времени мозаики Олинфа представляются весьма простыми. В Олинфе использовалась одна лишь галька, = то время как опытные мозаичисты позднейших времен применяли в своих композициях более пятидесяти разновидностей специально подготовленных гессер (призм или кубиков из мрамора, глины или даже стекла), выкладывая их гладкой гранью вверх.
Многие из приемов, нашедших широкое распространение в эллинистических и римских напольных мозаиках, впервые появились в Греции еще в архаический период. К ним относится, например, практика черчивания важных предметов обстановки — будь то кровати или ложа для трапезы — мозаичной линией на полу. По мере возрастания умения использовать гальку для набора изображений эта техника поднялась на высокий профессиональный уровень.
Превосходные цветные композиции, например, сохранились в столице Македонии Пелле. Они датируются приблизительно 300 годом до н. э. и подписаны художником Гносисом. В этой мозаике наряду с традиционными черными и белыми камешками используются также синие, коричневые и желтые.
Возможно, ее композиция отражает современные достижения в живописи — в ней есть правильная перспектива, иллюзия глубины и движения, особенно в изображениях раздуваемых ветром одеяний. От такого рода галечных мозаик оставался лишь один шаг до перехода к мозаике тессерами, что и произошло во второй половине III века до н. э.
Плиний так описывает историю украшения пола: «Греки были первыми, кто придумал изукрашенные полы. Они украшали их росписями, покуда на смену живописи не пришли мозаики. Наиболее прославленным мастером мозаичного дела был Сосос, который украсил пол дома в Пергаме, известного всем как Дом с неподметенным полом. Посредством маленьких кусочков цветных камешков он изобразил объедки, упавшие со стола, и прочий невыметенный мусор так, будто все это лежит на полу. Среди других мозаик есть превосходное изображение голубя, который пьет воду и любуется на свое отражение в ней. Другие голуби чистят перышки на краю кубка».
Слава мозаики с голубями была столь велика, что этот сюжет много раз воспроизводился в римские времена.
Относительно техники мозаичного дела следует заметить кратко, что к I веку до н. э. существовало три основных типа мозаик: opus segmentatum (наиболее грубый тип с крупными камнями), opus tesselatum (камешки среднего размера) и opus verniculatum, где использовались маленькие тессеры для передачи тончайших градаций цвета и светотени, что напоминало живопись. Хотя нередко мозаичисты создавали композиции по своим собственным эскизам, существовала тенденция к воспроизведению знаменитых живописных произведений средствами opus verniculatum.