При дворе Людовика XV тон задавали фаворитки короля — великосветские жеманницы. Беззаботная, как беспрерывный маскарад, жизнь светских салонов была сосредоточена вокруг женщин. Именно в эту — галантную эпоху в моду входит профессия декоратора, а интерьеры в целом становятся гораздо уютнее. Стилю Людовика XV мы обязаны появлением в нашей жизни канапе, кушеток, шезлонгов и глубоких кресел с приставными пуфами.
Пышность Барокко уступает место интимной изысканности Рококо. Дух утонченности и кокетства проникает в интерьер и мебельное искусство. Следствием этих изменений было появление будуаров, личных кабинетов и «дамского» пузатого комода «бомбе» — большой шкатулки для юных прелестниц. Салоны обставляются в соответствии с характером светской жизни: мебель расставлялась небольшими группами в разных местах помещения, образуя своего рода «центры тяготения» для собравшегося общества. И каждая такая группа предметов меблировки, состоявшая из стола, дивана и нескольких стульев и кресел, задумывается как единая, целостная композиция.
Появление и развитие стиля Рококо связано с именем Ж. О. Мейссонье — ювелира, скульптора, архитектора и декоратора интерьеров.
В 1745 г. король объявил маркизу де Помпаду́р своей официальной фавориткой. Став законодательницей мод, она обставляла гостиные как будуары — светская жизнь требовала новой мебели, светлой, легкой, изящной. Сундуки были безжалостно изгнаны из гостиных, к моду вошли бюро со множеством потайных отделений и всевозможные кушетки.
Мебель Рококо как нельзя лучше подходит для создания приватной атмосферы. Ценилось искусство красиво сидеть и полулежать. Для свиданий требовались S-образные диваны, для дневного отдыха — шезлонг «дюшес», длинные кушетки. Для дамских кринолинов появилось глубокое и низкое кресло «бержер».
Название произошло от французского слова «bergere» — «пастушка». Главная отличительная черта мебели в этот период — почти полное отсутствие прямых линий и прихотливая асимметричность декора. Все линии искривлены и перетекают друг в друга, все углы скруглены, изогнутые ножки обычно заканчиваются игривым завитком. Излюбленные орнаментальные мотивы: гротеск, ленточное переплетение, прихотливые завитки. Рокайль (завиток раковины) остается основным элементом орнамента и развивается, принимая все более замысловатые очертания.
Весь XVIII в. Европа жила под обаянием Китая и Японии. Привозные лаковые ширмы и шкатулки жадно резали на куски и украшали ими комоды. Мода на все восточное — шинуазери (от франц. — «китайщина») — находит отражение в использовании дорогих китайских лаков, которые быстро научились воспроизводить, и в увлечении фарфором и росписями в «китайском» вкусе. Владельцы дворцов и роскошных особняков старались непременно завести «китайский зал», обставленный китайской мебелью и отделанный лаковыми панно или устроить галерею китайского фарфора.
Наряду с пагодами, зонтиками, ажурными мостиками и фигурками мандаринов комоды украшает стилизованный лист пальмы — античная пальметта. Бумажные обои — еще одна новинка эпохи, тоже завезенная из Китая известным уже в Древнем Египте. На камин ставили часы, канделябры, предметы украшения, а над ним вешалось зеркало, оправленное в роскошную раму. Распространяются маленькие кокетливые столики всевозможного предназначения: туалетные, для игры в карты и рабочие. Появляются крошечные секретеры и угловые шкафчики. Стулья и кресла становятся грациознее, окончательно лишившись поперечных перекладин, соединявших ножки внизу
Главный мотив в убранстве интерьера невысокий камин, покрытый мраморной плитой и тонко отделанный стукко (шпал. Stucco) — искусственным мрамором для отделки стен и архитектурных деталей.
Все в Рококо было некрупным, изящным, грациозным. Постепенно страсть к бронзовым накладкам и скульптурным рельефам угасает и сменяется привязанностью к нежным светлым тонам, умеренным росписям, легкому золочению и белом) лаку. Признаком утонченного вкуса в мебельном декоре были вставки из севрского фарфора, миниатюры, живопись на стекле, восточные лаки. Наиболее частые цветовые решения интерьеров — белое в сочетании с голубым, зеленым или розовым и непременно золотое.
В моде светлое дерево. В эту эпоху появились сплошные по конструкции подлокотники кресел, которые целиком обтягивались тканью. Спинка кресел прямая: форма спинки делалась, как правило, в виде изящного картуша, а между спинкой и сиденьем оставлялся промежуток, что визуально облегчало вид кресла. Сиденье и спинка очень упругие.
Внутри — конский волос, а обивка — гобелен с типичным для эпохи узором из гирлянд и букетов — прикреплена мебельными гвоздями к каркасу кресла.
Стиль Рококо иррационален, капризен и в меру нефункционален — но не до такой степени, чтобы лишать комфорта. Мебель Рококо строится на полном отказе от принципа тектоничности. Все ее детали растворяются в общем объеме, они словно полностью отлиты из пластичной массы, где линии конструкции исчезают — и даже границы внутренних ящиков замаскированы прихотливым орнаментом.