Современная гостиная

В дизайне Скандинавских стран идеи органической архитектуры в послевоенный период продолжал использовать и развивать Алвар Аалто. В своем «красном» периоде 1950 — 1960-х гг. в качестве основного строительного материала архитектор использовал красный кирпич (в отличие от штукатурки «белого» периода).

Общественный центр рабочего поселка Сяюнятсало (1950- 1952) совмещает в себе функции ратуши, торгового центра и библиотеки. Одно двухэтажные корпуса сгруппированы вокруг озелененного двора, который поднят на один этаж за счет подсыпки земли. Здание снаружи двухэтажное, изнутри одноэтажное. В плане имеются два разрыва круговой композиции — это две лестницы: одна живописно-изломанная, декорированная грунтом и травой, другая официальная, из гранита.

При планировании собственного летнего дома в Мууратсало (1953) Аалто вновь группирует постройки вокруг закрытого внутреннего двора, стены которого «…разделены на 50 фрагментов для изучения качеств керамических материалов, размеров кирпича, различных приемов кладки, свойств разнообразных поверхностей».

Одна из задач, решаемых архитектором в этой постройке, — «…поиск такого нестандартного кирпича и стандартной детали, с помощью которых можно получить любую свободно выбранную криволинейную поверхность стены».

Здание общежития Массачусетского института (1947) имеет волнообразную стену фасада благодаря этому на солнечную сторону выходит больше помещений и из большинства комнат открывается предпочтительный диагональный вид на реку. Впоследствии Аалто начал использовать для волнообразных стен специальный клинообразный кирпич.

Корпуса комплекса Университета Ювяскюля (1952-1957) с трех сторон «обнимают» живописную долину, в центре которой находится стадион. В архитектуре корпусов использованы большие плоскости остекления, через которые открываются замечательные виды на находящийся совсем рядом сосновый лес.

В интерьерах корпусов колонны облицованы керамической плиткой и своим обликом перекликаются со стволами сосен. Активно использованы в интерьерах кирпич и дерево.

В интерьере пенсионного управления в Хельсинки (1952 — 1956) Аалто использует освещение с помощью «зенитных» фонарей. Такой же тип «выборгских» круглых зенитных фонарей применяется в центральном зале конторского здания «Раутатало» в Хельсинки (1953-1955), библиотеке политехнического института в Отаниеми (1969), муниципальной библиотеке Культурного центра в Вольфсбурге (Германия, 1958 — 1963).

Другой тип освещения — стеклянные складки кровель — Аалто при- Г-Г ® операционном зале Пенсионного управления в Хельсинки 1 окй ‘ библиотеке Скандинавского центра в Рейкьявике (1965 — 1968), главном здании Политехнического института в Отаниеми (1961 — 1964). Подобные «складчатые» кровли, как и «зенитные» фонари создают эффект рассеянного света. ‘

В Скандинавии в послевоенное время устанавливается свой стиль ме ельного дизайна. Здесь очень сильны были традиции народного искусства и ремесленные традиции. Дерево всегда было излюбленным строительным материалом скандинавов. Любимые формы скандинавской послевоенной мебели — органические.

«Органический дизайн» представлен в Дании творчеством Кааре Клинта, много занимавшегося эргономикой. Дания была европейским поставщиком тикового дерева, что способствовало распространению «датского стиля тикового дерева». Легкая и практичная скандинавская мебель была самой подходящей в стесненных послевоенных условиях. Она имела современный внешний вид и одновременно продолжала оставаться очень уютной.