Переворот 1799 г. дает начало периоду Консульства, когда власть в стране фактически принадлежала одному консулу — Бонапарту Новая власть — новый стиль правления -новый заказчик. И если стиль Директории сохраняет некоторую близость к стилю Людовика XVI, то суховатый стиль Консульства дарит миру египетские мотивы и во многом предвосхищает следующий за ним Ампир.
Ампир — «стиль Империи», или стиль Наполеона Бонапарта (1804-1814). Наполеон, стремясь к блеску и ореолу славы, строго указал художникам французской Империи брать за образец формы искусства жесткого и холодного Древнего Рима. Обратите внимание — стиль был ориентирован не на демократические Афины периода Классики, а на холодный и помпезный Рим.
Примечательно и то, что ведущая роль в формировании нового стиля принадлежала опять не архитектору, а живописцу Ж.-Л. Давиду. Для работы над своими картинами Давид заказывал известному парижском) мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки по собственным рисункам, сделанным им с этрусских (как тогда называли) ваз, найденных при раскопках Геркуланума и Помпей в Италии.
После Египетского похода Наполеона (1798-1799), как бы вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на «египетский стиль». Но основными декоративными мотивами стиля Ампир стали все же атрибуты римской военной истории.
Любопытно, что элементы древнеримского и египетского искусства во многом созвучны: еще в период римской империи, произведения искусства Египта вместе с древними культами Исиды и Гора попали в Рим. Египетская экзотика была модной в среде римских патрициев.
Наполеон Бонапарт стремился жить как римский цезарь. После удачных походов в декоре мебели и интерьеров появились лавровые венки, орлы, звезды и военная символика: легионерские знаки, связки копий, щитов и дикторских топоров. После египетских завоеваний добавились лотосы, сфинксы и пирамиды. И если для Классицизма типичны мягкие и сложные красочные гармонии; то для ампирных интерьеров — яркие, режущие глаз цвета наполеоновского флага — красный, синий, белый.
Стены затягивались тканями на манер античных одежд; в орнаментах — круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, наполеоновские пчелы и звезды из золотой и серебряной парчи. Мебель украшается скульптурой и бронзовыми накладками. Предпочтение отдается красному дереву, инкрустированному черным деревом, оловом и слоновой костью, Колонны и кариатиды поддерживают кресла и столы. В это время появляется большое наклонное зеркало на ножках (псише), которое в будущем займет достойное место в ампирных интерьерах.
Любой стол в стиле Ампир отличает богатство декора. Любимый камень стиля — мрамор. Из него для столов делают столешницы, иногда мозаичные. Ампирные столы и столики обычно опираются на львиные лапы или на копытца, или на стилизованные колонны и крылатые женские фигурки. На столешнице — ваза типа древнегреческой с военными сценами.
Присущая Ампиру нормативность почти полностью исключила возникновение региональных течений и школ. Именно поэтому Ампиром правильно называть только искусство начала XIX в. Являясь выражением имперских притязаний Наполеона Бонапарта на мировое господство, этот стиль насильственно насаждался на чуждую ему почву завоеванных стран. Примечательно, что ни в одном из побежденных Наполеоном государств, по существу, этот стиль не привился. И только одна страна, страна-победительница — Россия — добровольно приняла «стиль Империи». И на это были свои внутренние причины.