«Английский стиль» — это словосочетание ассоциируется с высокими, чинными креслами у камина в зале родового замка, стены которого увешаны фамильными портретами; с бесконечными рядами книг в кожаных за стеклами шкафов; с массивным бюро и мелодичным перезвоном напольных часов с лунным календарем.
Этот оригинальный исторический тип искусства, который мы и называем «английским» сложился в общих чертах, к XVI столетию. Его своеобразием является то, что влияние Древней Греции и Древнего Рима не имели в искусстве Англии такого значения, как в странах континентальной Европы. Высадка на острове римских легионеров во главе с Юлием Цезарем, в 55 г. до н. э., не привела к романизации культуры местных племен. Римляне назвали эту страну по меловым отложениям прибрежных скал «туманным Альбионом» (лат. albion от albus — белый). Они, испытав ожесточенное сопротивление кельтов, так и не смогли продвинуться вглубь, на север, и вскоре ушли, окрестив страну «акег orbis» (лат. «иная земля»).
Архитектура. Из разных компонентов на протяжении веков англичане создавали стиль «типично английского дома» — коттеджа с элементами Готики и Ренессанса, фахверковой конструкции, планировкой в нескольких уровнях, с парадной лестницей, дубовыми панелями в интерьерах, витражами, окнами с мелкой расстекловкой и поднимающимися вверх рамами, коврами на полу и непременным камином в гостиной. Вес эти традиционные приметы английской жизни объединяются понятием «староанглийский стиль».
Но не только в искусстве, во многих проявлениях жизни выражение «английский стиль» подразумевает умеренный консерватизм, уважение к традициям, рациональность мышления, сдержанность, чувство меры, строгость и элегантность формы. Английское искусство остается английским, несмотря на все заимствования и внешние влияния.
Стиль Тюдор-ренессанс, или «Тюдоры» (1485-1603). Эпоха Средневековья на островах задержалась. В XVI в. английском интерьере по-прежнему царила суровая, лаконичная обстановка с массивной темной мебелью. Все тот же резной дуб: столы с точеными ножками, тяжелые кресла с высокими спинками, сундуки, буфеты и комоды. Единственное нововведение огромная кровать с балдахином на четырех резных фигурных столбах с орнаментом из растений и животных и отделением для Библии в изголовье. Кажется, что такая мебель делалась на века.
В период правления короля Генриха VIII (1509-1547) дворцовый интерьер становится богаче: стены и потолки украшаются резными панелями и сложной орнаментальной росписью. Король приглашает лучших архитекторов и декораторов из Франции и Италии. В моде фламандские гобелены, итальянские тяжелые бархатные ткани и восточные ковры.
Во второй половине XVI в., в бурную эпоху блистательной королевы Елизаветы I и гениального Шекспира, англичане начинают осваивать мир. Из дальних стран на кораблях они привозят китайские шелка и богатую восточную мебель, но это пока еще редкость.
Мебель в эпох Тюдоров делалась простой и прочной. Высокая прямая глухая спинка кресел напоминает спинку королевского трона. Англичане, как люди практичные, кожу предпочитали обивочной ткани. Сиденье, обитое коровьей шкурой, часто служило в роду нескольким поколениям. Столбы кроватей и ножки у обеденных столов становятся похожими на луковицу. Только в отличие от раздутых ног современной мебели они были полностью покрыты витиеватой резьбой-арабеской.
Стиль королевы Анны (1702-1714)
Интересно, что королева, давшая имя изящному стилю мебели, искусством не интересовалась, а больше любила охоту. Появлению нового стиля Англия обязана не ей, а Вильгельму Оранскому, который, женившись на Мэри — сестре Анны, привез с собой из Голландии мебель. Она-то и оказала влияние на тяжелую дубовую английскую мебель позднего Ренессанса.
Вильгельм (Уильям) Оранский был протестантом. Это способствовало притоку в Англию эмигрантов-гугенотов, вынужденных бежать из Франции после отмены Нантского эдикта в 1685 г.
Этот период, переходный от Ренессанса (Возрождения) к Барокко, некоторые исследователи выделяют в отдельный этап – «стиль Уильяма и Мэри». Среди особенностей форм мебели той поры надо отметить все еще прямые точеные ножки, соединенные внизу плавными стяжками.
В начале XVIII в., уже в годы правления королевы Анны, английские мебельщики перестали копировать французскую и голландскую мебель и начали разрабатывать собственный стиль. Символом эпохи становится элегантный ореховый стул со спинкой в форме вазы. Эта характерная деталь спинки в виде прорезной дощечки носит название «сплэт». Этот элемент, заимствованный из китайской мебели династии Мин, у каждой эпохи был свой. По нему и судят о том, какой именно «английский стиль» перед нами. Вторая особенность стула этой эпохи — элегантно изогнутые в виде буквы S ножки-кабриоли. Эти тонкие внизу и расширяющиеся вверху кабриоли украшались орнаментом из затейливых раковин-рокайлей.
При королеве Анне появились и «дедушкино кресло» с «ушами» и высокой спинкой, обитое гобеленом с растительным орнаментом, и стол бабочка» с опускающимися створками столешницы, и туалет с зеркалом, и высокие секретеры. Мода на Китай породила фантастические лаковые кабинеты с карнизами в виде пагод. Они украшались золотой росписью из бабочек, цветов, птиц и пейзажей с человеческими фигурками.
В наше время мебелью в стиле королевы Анны обставляют кабинеты и курительные комнаты и непременно ставят пару «ушастых» кресел возле камина.