Наверное, первой формой светильника был факел из прутьев, пропитанных смолой или залитых дегтем и воском. Потом было долгое время царствования свечи, масляной лампы и газовых фонарей. И даже в начале XX в. керосиновые лампы оставались самым удобным и надежным типом светильников.
Эпоха электрического света начала свой отсчет с конца XIX в., когда появились лампы накаливания.
Газеты того времени писали: «С электричеством становится все труднее бороться. Люди готовы мириться с его дороговизною по сравнению с газовым освещением, видя громадные преимущества в отношении яркости света, не говоря уже о превосходстве в санитарном отношении».
Искусственные источники света теперь не только выполняют — свою непосредственную функцию — освещение, но и привносят в наш мир необычайные возможности по светодизайну и цветовому наполнению жизненного пространства.
Типы светильников
Свет — незаменимый инструмент для зонирования помещений. Он, как ничто другое, способен вычленить зоны в большом пространстве и подчеркнуть статус этих зон.
По типу освещения светильники подраздел» ют на шесть больших труп и к и общего, локального, комбинированного, декоративного, функционального, ориентирующего и экспозиционного назначения.
При разработке световых сцен на фоне общего, базового света создаются локальные, местные акцентные подсветки; этим достигается лучшая визуализация объекта. Где объект — как картина, на которой в соответствии с нашим замыслом каждому предмету интерьера отведена соответствующая роль.
При одновременном включении общего света и каких-либо локальных участков освещения можно говорить уже о комбинированном типе светового сценария.
Разделяются также светильники функционального назначения (подсветка зеркал в ванных комнатах, освещение ворот и периметра загородных территорий, бассейнов и лестничных групп) и декоративного (наиболее характерные примеры: люстры и светильники из цветного стекла, витражные плафоны). Сегодня два этих понятия все больше объединяются в одно неразрывное: и той и другой группе свойственны и функциональность, и декоративность одновременно.
Вертикальное зонирование
Наряду с этим специалисты разделяют, так называемый, европейский подход к освещению интерьеров и американский. В «европейских» интерьерах, как правило, всегда есть «верхний» свет в виде люстр и других потолочных светильников, которые играют огромную декоративную роль. В «американских» же интерьерах все освещение сосредоточено в «нижних» и «средних» зонах пространства, и помещения освещаются с помощью торшеров, настенных бра и настольных ламп.
Поэтому по способу установки выделяют светильники потолочные, подвесные, встраиваемые (точечные светильники в подвесных потолках), настенные, напольные и настольные.
Освещение верхней зоны
Люстра — царица европейского интерьера и иногда его главный носитель стиля. Иные дизайнерские проекты начинаются именно с люстры. Без ее хрустального сияния невозможны классицистические пространства, и современные стили не обходят ее своим вниманием.
А бывает, что центральная люстра просто необходима — это когда дизайнер проектирует закарнизный потолочный свет, используемый в последнее время все реже. Если площадь освещаемого таким светом потолка вешка, то мощности закарнизных светильников (люминесцентных или неоновых) просто не хватает, чтобы осветить потолок в центре. И вместо красивого эффекта получается странный дефект в виде темного потолка, контрастно освещенного только по краям? И здесь люстра с направленным вверх светом, конечно, все может исправить. Закарнизный свет сам по себе хорошо работает либо на потолке в узких коридорах, либо как боковая подсветка стен: свет, сияющий из-за выступа стены, — это так эффектно.
Свет верхней зоны — это также очень привычные для нас светильники на шнурах и точечные встраиваемые светильники. Первое время и дизайнеры, и заказчики полюбили применять так называемую «встройку» и освещали ею все помещения вдоль линии гипсокартонного потолка. Получались целые каре из многих одинаковых точечных светильников. Потом заметили, что сам потолок при таком освещении остается совершенно темным. Теперь встроенные светильники применяются очень дозирован! ю, в нужном месте, и обязательно в комбинации с другим типом освещения.
Освещение средней зоны
Освещение средней зоны — без нею уютный интерьер едва ли возможен. Удачно продуманные настенные бра могут создать концепцию всего помещения. Они служат эффектным оформлением стены, уподобляясь световому проему. Без прикроватных бра невозможно, лежа в постели, почитать книгу.
Бра даже могут подсветить картину, не так эффективно, как специальный источник, но зато своим светом и видом они еще и создадут образ. Кстати, лампа для подсветки картин — тоже светильник средней зоны.
А напольные светильники помогают сделать световой сценарий интерьера более разнообразным. Такие светильники стоят на полу и излучают свет на «среднем» уровне, создавая фоновое освещение. Торшер (франц. torche — «факел») с момента своего появления приобрел много полезных свойств: изменять яркость света, переливаться всеми цветами радуги (модели с цветофильтрами), изгибаться в нужном месте. Такому светильнику по силам преобразить пространство или исправить его пропорции: поставленный в вытянутой комнате у дальней стены, торшер сделает ее зрительно короче. В сочетании с бра он как бы приподнимет потолок маленького помещения. Игра с торшерами может так увлечь, что захочется отказаться от люстр — их ведь так просто не передвинешь с места на место.
Освещение нижней зоны
А как удивителен свет, льющийся из пола, на самом «низком» уровне. Возможно, тут срабатывает необычный «театральный» эффект, который лишает окружающие предметы привычного впечатления тяжести. К тому же есть моменты, когда такой свет просто необходим из соображений безопасности — для подсветки пандуса, подиума, ступеней. Корпус таких светильников изготавливают из стали или алюминия. Источник света (галогенную лампу светодиод) защищает закаленное стекло или поликарбонат.