Москва была окружена помещичьими усадьбами. Среди них есть и такие, которые находились в черте «большой Москвы» и в нашем представлении неотделимы от нее. Речь идет в первую очередь о Кускове, Останкине, Архангельском и некоторых других. В отличие от Кускова и Останкина, созданных в XVIII столетии, в Архангельском многое связано с началом следующего века. Дворец Архангельского был построен в 1780-х годах, но оформлялся постепенно. Внутреннюю отделку дома завершили лишь в 1812 году. Во время вторжения французов Архангельское было разорено.
В 1813-1814 годах здесь работали О. Бове, Е. Тюрин и другие мастера. В 1820 году дворец горел. После этого многое было выполнено заново. В результате в интерьерах совмещены черты классицизма как конца XVIII, так и первой трети XIX века. Большую роль в интерьерах Архангельского играют картины. Парадные залы украшают произведения известных западноевропейских художников.
Вместе со скульптурой, росписями потолков и стен гризайлью они в золотых рамах. Освещалась гостиная несложной формы люстрой со свечами. Большинство предметов мебели и обстановки, так же как и более мелкие вещи, известные нам по «Маленькому домику» (так называл его сам Нащокин), вполне укладываются в наши представления о русском классицизме, но, наряду с вещами «чистого вкуса», здесь уже вкраплены предметы или детали отделки, свидетельствующие о некоторой стилистической вольности, являющейся уступками требованиям уюта и комфорта, а также индивидуализации быта. И это дает право говорить о той компромиссной стадии стиля, которая свидетельствует о его отмирании. Эту стадию развития стиля часто называют по аналогии с западноевропейской практикой «бидермейсром».
Русский интерьер конца 1820-х — первой половины 1830-х годов сохранял, как отмечено, еще верность приемам и формам классицизма. Он характеризовался умеренностью убранства и в основном соответствовал стилистическим признакам «бидермейера», но отличался от последнего, пожалуй, лишь большей «теплотой» общей характеристики, может быть, большим цветовым разнообразием, что было связано с особенностями русской национальной художественной культуры. Одним из примеров подобных интерьеров и является дом Нащокина.