Во многом псевдоготические интерьеры романтизма — это «мебельные интерьеры», расположение которой зонами — «уголками» диктовалось, как бытовыми потребностями, так и модными тенденциями. Конструкция мебели, благодаря использованию легкой прорезной резьбы, ассоциировалась не только с образом готической архитектуры в целом, но и с мотивами, использовавшихся в алтарных преградах и реликвариях.
Зрительно накладываясь друг на друга в пространстве комнаты, ажурная резьба производила особый эффект, напоминая о пространственной структуре готического здания. В данном случае мебель выступала как важнейший элемент организации пространства, недаром за ней закрепилось название «малой архитектуры».
Стилизация каминов и печей в интерьере происходила по принципу наложения легкого «готического» декора на традиционную для классицизма форму. Невысокие каминные порталы прямоугольной формы в основном выполнялись из мрамора.
Встречается и новый популярный материал — чугун, который использовался для создания камина в Кабинете Белой башни. Однако, по сравнению с каминами в это время значительно большую декоративную насыщенность обрели каминные зеркала и экраны.
Значительную роль в жилом интерьере стали играть цветные витражи, обогащающие эмоциональное восприятие жилого интерьера. Часто витраж вставлялся непосредственно в оконный проем, заполнение которого могло быть полным или частичным. Наглядным примером увлечения декоративными качествами витража служит изображение гостиной на акварели А.Я. Волоскова «За чайным столом» (1851).
Среди разнородного стилевого и предметного убранства выделяется эркер, в стрельчатые окна которого вставлены разноцветные стекла.
В это время широко использовалась техника росписи по стеклу или наборный витраж, довольно часто техники комбинировались. Иногда в окна или каминные экраны вставляли подлинные фрагменты старинных витражей Западной Европы, которые собирались коллекционерами во время путешествий по Европе.
Готические мотивы активно использовались в осветительной арматуре — люстрах и канделябрах, выполненных в большинстве случаев из бронзы. Однако их конструктивная основа оставалась выдержанной в формах ампира и классицизма.
Ощущение уюта в интерьере подчеркивало широкое использование драпировочных тканей, скатертей и напольных ковров. Характерно, что в декоративном оформлении жилой среды того времени напольным коврам отдавалось большое предпочтение. Ковры отличались пестрой колористической гаммой, в их орнаментальном решении чаще всего использовался мотив усложненной готической розы.
Обогащали романтический дух интерьеров различные предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные с использованием утонченных готических мотивов: письменные приборы, шкатулки, часы — модели готических соборов, изделия из фарфора, стекла и т.п.
Их орнаментальное оформление ассоциировалось не только с архитектурными мотивами, но и с реликвариями и прочей церковной утварью. Так, в интерьере усадьбы «Знаменская» графа Д.А. Толстого среди рокайльной мебели, включавшей «готическую» ширму, на пьедестале выставлены часы, напоминающие фасад готического собора.
В описываемое время особой популярностью пользовалась рыцарская тематика, навеянная литературными произведениями В. Скотта. Фигурки и изображения рыцарей в обилии присутствовали во всех интерьерах.
Дополняли образ картины и гравюры, изображающие средневековую архитектуру, часто в руинах — для создания ощущения старины и бренности времени . В жилом убранстве были распространены и полотна немецкого художника-романтика К.Д. Фридриха, воспевающего красоту готической архитектуры.
В его произведениях средневековое зодчество представлено как идеализированный мираж, балансирующий на гране мечты и действительности. Немаловажную роль в популяризации творчества Фридриха сыграл поэт В.А. Жуковский.
Примечательно, что в 1820-1850-е года еще нет четкой дифференциации между функцией помещения и его стилевым замыслом. Так, в псевдоготике оформляют гостиные, кабинеты, спальни, столовые, отдельные «готические» предметы могли быть принесены в любую комнату как воплощение представления романтизма о живописности пространства.