Придворная жизнь была полна блестящих церемоний, помпезных торжеств с участием разодетых рыцарей. Символически-церемониальный характер жизни подчеркивался и оформлением апартаментов высшего слоя общества. Потолки часто украшались росписями, похожими на украшения оконных стекол.
На каменных сводах разнообразные архитектурные элементы, такие, как кронштейны, всяческие пояски, розетки и ребра, служили естественными обрамлениями для декоративных сюжетов. В деревянных потолках в этой роли выступали балки и поперечные членения.
Мотивы росписей, связанные с личностью владельца, например выражающие его девиз, послужили предшественниками программных композиций (imprese), популярных в ренессансных схемах интерьерных декораций. Парадное полотнище, укрепленное за креслом герцога Беррийского, вышито в картушах золотыми лилиями на голубом фоне, а кроме того, украшено изображениями медведей и белых лебедей.
Это должно намекать на любовь герцога к некой даме Урсине — ours (медведь) и cygne (лебедь). Перекрытие в том помещении представляет собой простой цилиндрический свод с декоративными продольными и поперечными полосами, нанесенными красной и синей краской, а также с резными позолоченными листьями.
На титульном листе поэмы «Mortifiement de vaine plaisance» («Уязвление суетного удовольствия») Рене Анжуйского, короля Сицилии, которое относится к середине XV века, можно видеть перекрытие того же типа с пробитыми в нем круглыми слуховыми оконцами. Свод пересекают растяжные балки с поддерживающими вертикальными подпорками. Сохранился, правда в сильно отреставрированном виде, памятник с таким сводом — это Шильонский замок на берегу Женевского озера в Швейцарии.
Плоские потолки были распространены в тех жилых помещениях — будь то в замках или городах,— где проблема безопасности не была главной заботой строителей и где в силу этого не требовалось возводить очень толстые стены или огнеупорные своды. Алтарная композиция Дирка Баутса «Тайная вечеря», находящаяся в Лёвене, показывает нам большую, с плоским потолком, комнату, где балки укреплены на лепных кронштейнах.
В этом же интерьере можно увидеть некоторые из уже обсуждавшихся элементов декоративного убранства — оштукатуренные стены, красивый камин с большим навесом, на который нанесен геометрический скульптурный узор, и высокие окна со ставнями в нижней половине. Также обращает на себя внимание богато орнаментированный изразцовый пол, который по популярности занимает в эпоху Средневековья третье место после деревянных дощатых покрытий и мощения каменными плитами.