Как и в большей части стран с жарким климатом, в греческих домах было немного предметов мебели. Качество практически всех сохранившихся вещей позволяет считать, что такое ограничение давало прекрасную возможность делать необходимые элементы обстановки поразительно красивыми.
Типы мебели были восприняты у древних египтян или на Ближнем Востоке, но греки ввели много нового, а также подняли искусство украшения предметов обстановки на небывалый уровень элегантности и изощренности. Для возлежания во время еды использовались ложа. Многие из предметов мебели предназначались для сидения, пропорции их были совершенны, и они часто украшались инкрустацией или росписью.
Гомер, описывая в «Одиссее» кресло Пенелопы, говорит, что оно было изукрашено слоновой костью и серебром. Обивка не применялась, но тканые покрывала, брошенные поверх лежанок и кресел, придавали им нарядность и красоту. Тканые занавеси также часто использовались в греческих и римских домах вместо дверей, их роль в убранстве интерьера была весьма значительна. (Уместно заметить, что важность раздирания надвое завесы в храме во время распятия Христа была для первых христиан намного больше того, что мы сейчас можем себе представить.)
Греческие расписные вазы часто показывают различные ткани на ложах, креслах и стенах. Часто тканые занавеси вешали в дверных проемах, как это делается и по сей день. Женщины в Древней Греции проводили большую часть своего времени за пряжей и тканьем — история об Арахне и богине Афине, рассказанная Овидием в его «Метаморфозах», яркое тому подтверждение.
В «Илиаде» Елена Троянская ткет изображение многих битв троянцев с закованными в медь ахейцами на пурпурных одеждах с двойными складками. Изготовление тканей было обычным делом для женщины любого социального уровня, это рассматривалось как признак стабильности домашнего уклада. Фрагменты греческих тканей, найденные в Крыму, показывают, что узоры на них обычно были вытканы, а, кроме того, иногда вышиты или нанесены краской.
Ткани украшались не только декоративными узорами; нередко использовались мифологические или исторические сюжеты, что явилось провозвестником римских и средневековых настенных ковров. Мы можем лишь предполагать, какое великолепное впечатление производили эти роскошные ткани, которые Поллукс в своем «Ономастиконе» называл «изящными, прекрасно вытканными, сверкающими, изумительно раскрашенными, пурпурными, темно-зелеными, алыми, шафранными, разнообразными, украшенными алыми цветами, пурпурными ободками, золотыми нитями, фигурами животных, сверкающими звездами…».
Изначально использовались лишь шерстяные или суконные ткани. Использование натуральных красителей животного или растительного происхождения накладывало ограничения на цветовую гамму, которая была очень яркой и простой. Самыми любимыми цветами были зеленый, шафранный, золотой, фиолетовый и малиновый.
С раннего времени пурпурный ассоциировался с царской властью, Плиний называл его «цветом небес». Витрувий, рассуждая о цвете, говорил, что пурпур превосходит все прочие упоминавшиеся издавна красители и по стоимости, и по производимому впечатлению. Его добывают, писал Витрувий, из морских раковин.
Некоторые ткани были затканы очень богато, с использованием полного арсенала классических мотивов — спиралей, геометрических узоров и стилизованных животных. Другие ткани расписывались красками или украшались при помощи смешанной техники. Кусок льняного полотна, хранящийся в собрании музея Виктории и Алберта в Лондоне, расшит ромбовидными узорами, составленными из серебряных и золоченых нитей. В центре каждого ромба изображен шагающий лев. Эта ткань датируется VIII веком до н. э., она была найдена в Аттике, в селении Короли.
Греки различали покрывала для мебели (stromata или hypostromata) и настенные занавеси (parapetas- mata), как явствует, например, из описи конфискованного имущества Алкивиада (450—404 гг. до н. э.). В своем «Ономастиконе» Поллукс дает определения, видимо использовавшиеся для характеристики и настенных, и разных других тканей. На фоне белых или ярких однотонных стен они производили весьма впечатляющий эффект, хотя, возможно, на современный вкус эти ткани показались бы чрезмерно броскими.
Но для цивилизации, которая считала свою архитектуру или скульптуру незаконченной, покуда она не была окрашена яркими красками, впечатление было самым подходящим. Узорчатые драпировки могли развешиваться вдоль стен свободно, без складок, а часто их собирали красивыми волнами, как это можно видеть в саркофаге с изображением Протеси- лая и Лаодамии в Ватиканских музеях. Иногда использовались в интерьере многослойные драпировки, в которых каждый слой был окрашен своим цветом.