В 1829 году в Петербурге была проведен первая Публичная выставка русских мануфактурных изделий, через два года организована аналогичная выставка в Москве. Положительное их влияние на отечественную промышленность было очевидно. В последующее время подобные выставки устраивались регулярно каждые три года.
В своем соревновании с заграничными фирмами русские мануфактурные предприятии завоевывали все новые и новые позиции. В описании выставки 1829 года констатировалось, что «в деле шелковых материн, парчей, ситцев, хрусталей, фарфора, чугунных отливок, лакированных вещей, шляп, клеенок, мебели, экипажей, бумажных обоев изделий из битой бумаги, музыкальных инструментов и многих других предметов мы не имеем причины завидовать иностранцам».
Наряду с ростом промышленного производства предметов внутреннего убранства, мебель и другие бытовые предметы по-прежнему изготовлялись в дворянских поместьях. На протяжении первой половины XIX века усадебные дома отделывались в большинстве случаев предметами домашней работы, иногда отличного качества.
Все большее развитие получала мебельная промышленность, но одновременно еще продолжали работать некоторые мастера и фирмы, начинавшие свою деятельность еще в конце XVIII столетия.
Одной из центральных фигур русской мебельной промышленности первой половины века был Генрих Гамбс. Многочисленные изделия фирмы Гамбса, созданные ею на протяжении первой половины XIX века, рисуют яркую картину изменения вкусов и стиля в архитектуре и прикладном искусстве. Высокую оценку изделия Гамбса получили на выставке 1829 года.
В «Описании» этой выставки, в частности, говорится: «Довольно известно, что мебельное мастерство доведено у нас, а особливо в здешней столице, до совершенства; преимущественно же перед всеми отличается придворный механик Гамбс везде видно искусство первоклассного художника. Маленькие ширмы Чисто выработаны; кресла и стулья в готическом вкусе, все из здешней березы, со вкусом отделаны ореховым деревом; произведение новое, работа превосходная и прочная»
Крупные заказы были выполнены фирмой Гамбса при отделке всех больших столичных дворцовых сооружений и пригородных резиденций, в частности, Коттеджа и Фермерского дворца.
Одновременно с Гамбсом в первой половине XIX века продолжал работать другой прославленный мебельный мастер — Андрей Тур. Фирма Тура была основана в 1818 году. В период расцвета классицизма наряду с Гамбсом и Туром работали и другие мебельщики, продолжавшие свою деятельность в последующий период. Из русских мастеров выделялся Василий Бобков.
Характерная для этого времени тенденция к имитации в бумажных обоях других материалов — тканей, мрамора, дерева — соответствовала общей направленности архитектуры и прикладного искусства этих лет, развивавшихся в духе ретроспективизма, подражательности.
Усложненность рисунков, стремление придать обоям богатый вид введением серебра и золота — все это импонировало вкусам как дворянской верхушки, так и буржуазии и мещанских слоев населения. Подъем обойного производства привел во второй половине ХIХ века к почти полному вытеснению во внутренних отделках жилых зданий других способов обработки стен, за исключением клеевой и масляной красок. Массовый выпуск изделий мануфактурной промышленности вызвал необходимость подготовки художников-прикладников, а также выпуск образцовых рисунков, которые могли быть использованы на производстве.
Среди художников — мастеров отделочных работ в первой половине XIX века преобладали иностранцы. Поэтому во многих случаях имело место механическое повторение иностранных образцов. Однако подобное положение не могло сохраниться, оно было нетерпимо. Передовые деятели русской культуры ясно представляли себе это. Средством для устранения такого положения могло явиться создание специальных школ.
Именно этот путь избрали С. Строганов и Д. Львов, взявшие на себя организацию подобного рода учебных заведений. Наибольшую известность приобрела Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам, основанная Строгановым в Москве в 1828 году. «Журнал мануфактур и торговли» в 1830 году писал, что школа Строганова «есть из лучших в Европе». Д. Львовым при Кремлевском Арсенале в Москве была учреждена другая школа подобного же типа. Цель организации строгановской школы и существовавшая тогда в художественной промышленности обстановка раскрыты в публичной речи ее директора Л. Андреева в 1834 году.
«Почти при мгновенно быстром развитии в новейшее время пашей мануфактурной промышленности,- сказал Андреев, — не могли гг. фабриканты и заводчики иметь людей, им нужных для делопроизводства и в особенности сведущих в рисовании, они вынуждены были дорогими ценами выписывать оных из чужих краев и часто приобретали в них скрытых самолюбов, понемногу и с возможною темнотою выказывающих свои познания; они часто бывали оными обманываемы, безнаказанно оставляемы и кроме значительных потерь ничего не выигрывали. Граф все сие предвидел и в сие самое время учредил сие заведение, полагая, что каждый из фабрикантов разочтет, что хотя и не скоромно лучше иметь делопроизводителем своего одноземца, нежели зависеть от прихотей иностранцев».
Андреев отметил, что «время подражания уже начинает у нас заменяться самобытною изобретательностью». Однако утверждение это было слишком оптимистично. Еще долгое время, не только в 1830-х, но и в 1840-х и отчасти в 1850-х годах продолжала ощущаться в различных отношениях и на различных участках зависимость русской промышленности от иностранных предпринимателей и иностранных образцов.