Накладные бронзовые детали мебели, получившие значительное распространение в Западной Европе, в России применялись сравнительно редко. Рельефные, резные украшения выполнялись в отечественных условиях обычно из дерева; резьба в этих случаях часто золотилась по левкасной поверхности. Использовалось и сочетание окраски «под античную бронзу». Декорировка мебели становится более простой и лаконичной.
В целом «многословность» исчезает и заменяется поисками красивых и выразительных мотивов античного, римского происхождения и, в частности, мотивов орнаментальных. Начинает все яснее и чаще звучать военная, триумфальная тема. Продолжают использоваться красное дерево, карельская и волнистая береза, тополь, также дерево окрашенное, но звучат они в созданных предметах мебели уже иначе.
Особый интерес представляет применение карельской березы и тополя. В конце XVIII века, в связи с временным запретом на ввоз в страну ряда товаров, в частности красного дерева, русские мастера начинают использовать эти материалы, декоративные возможности которых открыли новую страницу в истории русской мебели.
Богатство текстуры, ее рисунка с маленькими глазками темного тона, богатство цветовой гаммы — от коричневато-желтых до золотисто-охристых тонов — все это чрезвычайно расширило декоративно-художественные возможности мастеров-мебельщиков.
По-прежнему создается в это время мебель парадная для дворцовых интерьеров и усадебная, связанная с потребностями дворянства. Образцом первой может служить мебельный гарнитур 1805-1806 годов, предполагаемым автором которого был Руска. Гарнитур состоял из двадцати шести предметов.
Все деревянные части вызолочены, сиденья обиты шпалерами Петербургской шпалерной мануфактуры. В высшей степени характерны декоративные мотивы, использованные для спинок, ручек кресел, в опорных частях стола. Основную роль здесь играют щиты, колчаны со стрелами, стрелы, мечи, военные трубы, крылатые грифоны, а в мелких деталях — пальметты, розетки, триумфальные венки и лепты, в них вплетенные, то есть римские орнаментальные мотивы.
Чеканные прямые линии, мастерская прорисовка деталей, позолота — все это сообщает гарнитуру нарядный, парадный характер. Оп, несомненно, уже предвещает стилистические формы ампира 1820-х годов. Иные мотивы применены в гарнитуре красного дерева, датируемом около 1810 года. Здесь преобладают другие — мягкие, округленные линии, но простота, лаконичность объединяют эти гарнитуры.
Кстати, использованный здесь мотив лебедей чрезвычайно типичен для той поры. Мы встречаем его в частности в мебели Воронихина. Выпускалась в те годы и мебель, вовсе лишенная декорирующих деталей, нередко выполняемая из карельской березы.
В целом мебель, изготовляемая в то время, отличается очень большим разнообразием своего рисунка, особенно дворцовая. Примеры можно почерпнуть хотя бы из корпуса вещей, созданных по рисункам Воронихина. Это разнообразие, несомненно, связано с традициями XVIII столетия. В дальнейшем выделятся более устойчивые формы, и это будет наблюдаться уже на втором — послевоенном — этапе классицизма.
Большое разнообразие получают в это время формы кресел. В высшей степени типичны кресла из Останкинского дворца. Дубовые, обитые кожей, они по форме отличаются друг от друга; одно — массивное, с высокой спинкой, из которой как бы возникают небольшие подлокотники, другое — полукресло-полустул с невысокой спинкой и подлокотниками-кронштейнами. Разнообразием форм и отделок отличались также и стулья.
Отмечая ретроспективную направленность в формах мебели и особое увлечение мотивами барокко и рококо, необходимо подчеркнуть, что иногда эклектические тенденции приводили к явно ложным приемам. В этом отношении интересна замена, перенос декоративных форм, рожденных в одном материале, в другой.