Во многом характерны интерьеры дома Л. Н. Толстого в Долго-Хамовническом переулке Москвы, приобретенный в 1881 году. Деревянный, двухэтажный, он был построен в 1808 году.
Находившийся в тихом месте, удобный и поместительный, с надворными строениями и очень большим садом, дом понравился Толстому, и он предпочел его всем другим. Однако вследствие многочисленности семьи Толстого была произведена перестройка дома, который был значительно расширен, переделан и полностью утратил свой классицистический характер.
В доме шестнадцать комнат. Были выделены общесемейные помещения: в первом этаже — столовая, во втором — зал, примыкающая к нему гостиная, по большая часть комнат, не считая хозяйственных помещений, была предназначена для младшего поколения семьи — детская, классная, комнаты для каждого из сыновей и дочерей.
После перестройки дом совершенно утратил и снаружи и внутри черты, характерные для особняков начала XIX века. Целостность интерьеров была поставлена в зависимость от удобства размещения всех членов семьи. Видимо, Толстой совершенно не придавал значения вопросам художественно-стилистического единства, что в полной мере подтверждается, в частности, всей внутренней обстановкой этого дома (так же, как и дома в Ясной Поляне).
Городская усадьба в Хамовниках находилась во владении семьи Толстых до 1914 года — момента продажи ее Софьей Андреевной. В 1921 году в доме создан был музей, который существует и по сей день.
Дом в Хамовниках сохранил всю свою обстановку, вплоть до деталей, хозяйственных, бытовых мелочей, предметов обихода и одежды, и это придает ему совершенно неповторимый характер. Кажется, что остановилось время, и вы вошли в дом не сейчас, а в конце XIX века. Подобную атмосферу подлинности, атмосферу давно отошедшей в прошлое эпохи сохраняют редкие историко-бытовые музеи.
В интерьерах дома нет стилистического единства. В гостиной, в зале есть отдельные предметы меблировки второй половины XVIII столетия (столики-«бобики» и другие), начала XIX века (стулья, столики), но вся основная мебель относится к середине и второй половине века.
Старые вещи, очевидно, были фамильными и перевозились из дома в дом. Некоторые покупались по ходу дела, уже в 1880-х годах и позже. В целом комнаты не перегружены вещами, в интерьерах существует атмосфера продуманной простоты и какой-то особой интеллигентности, высокой культуры.
В зале — старый рояль, «антаблисман», составленный из гамбсовской мебели, большой столовый стол, за которым собирались члены семьи с гостями. Здесь же проходили и литературные вечера, бывали тут А. П. Чехов, В. Г. Короленко, П. С. Лесков, играли крупнейшие композиторы и пианисты А. Г. Рубинштейн, П. А. Римский-Корсаков, А. II. Скрябин, пел Ф. И. Шаляпин.
Камин с зеркалом, бра на стенах являлись основными элементами относительно скромного убранства этого помещения. Соседняя гостиная из всех комнат дома наиболее заполнена вещами — мебелью, картинами на стенах, мелкими предметами декоративно-бытового характера.
На окнах и дверях — драпри, пол застелен ковром на всю комнату. Ряд семейных портретов в золотых массивных рамах, написанных Н, Н. Ге, И. Е. Репиным. На столиках — тяжелые скатерти с вышивкой и памятные семейные вещи. Создается ощущение уюта. Стилистически гостиная относится к 1860- 1870-м годам. Очевидно, при переезде во вновь приобретенный дом обстановка гостиной в основном была перемещена из дома, занимавшегося ранее.