Интерьер последней трети XIX века дает нам многочисленные примеры бесконечно пестрого смешения форм и стилей, которое достигается как чисто архитектурно-декоративными средствами, так и предметами убранства и особенно меблировки.
В большинстве случаев не представляется возможным достаточно точно определить стилистическое происхождение использованных мотивов. В сознании архитекторов как бы укореняется мысль: все стилистические и пластические средства в равной мере хороши, лишь бы достигалось внешнее впечатление значительности декоративного эффекта.
Таков общий вывод. Но при этом, очевидно, необходима соответствующая дифференциация. Следует выделить сооружения общественные (эта группа очень велика) и жилые.
В зданиях первой группы — театрах, банках, пассажах, вокзалах и прочих — соответствующий результат получался посредством использования на стенах, падугах плафонов и других элементах обильной архитектурной в орнаментальной лепки, которая вместе с членениями, определенными кирпичной кладкой — тягами, лопатками, арками, фронтончиками, создавала впечатление насыщенности, разнообразия и, в конечном счете, богатства.
В большинстве случаев вся эта изобильная лепнина выполнялась из гипса. Чрезвычайное внимание обращалось па потолки и их опорные, нижние части, членившиеся посредством кессонов с заполнением их опять-таки лепкой самого различного характера и рисунка.
Обработка стен дополнялась в больших залах официальных учреждений большими и тяжелыми, усложненного рисунка, позолоченными чаще всего люстрами, иногда настенными бра. Для полов в больших помещениях, предназначенных для массового посещения, в конце века широко применялась наборная плитка.
В целом просторные и высокие залы с очень большими оконными проемами, перекрытые сводами, декорированные обильной лепкой, способны были производить очень сильный эффект, но этот эффект был чисто внешний.
Совсем иные условия были в жилых домах, где можно было, особенно при наличии соответствующих материальных условий, продемонстрировать вкусы обитателей, показать, что хозяева удовлетворяют требованиям моды, следят за ее изменениями, неравнодушны к вопросам эстетики, к искусству вообще, любят хорошие, мастерски сделанные вещи, любят уют и комфорт и вообще привыкли жить солидно и на широкую ногу.
Особенно это было нужно в тех случаях, когда дом или квартира посещались влиятельными людьми высокого положения. Помимо удовлетворения всех этих условии и требований, надо было показать, что владелец дома не без роду и племени, что он — обладатель фамильных вещей, переходивших от поколения к поколению.