В XX в. были четко разграничены два противоположных подхода к оформлению интерьера. Первый подход — «архитектурный», второй «интерьерная декорация». Разрыв между архитектурой дома и его интерьерной декорацией — феномен XX в. В связи с этим возникает второй феномен — разделение профессий архитектора и декоратора.
В строительстве XX в. несколько иное соотношение сил, чем в предыдущие периоды. Публичные здания — банки, офисы — в XX в. заменяют собой по грандиозности архитектурных решений дворцы и храмы прошлых эпох. В жилом строительстве наоборот, вместо громадных замков символом социального статуса его владельца становится небольшой дом, созданный по уникальному проекту.
Предыстория — 1910-е годы
В архитектуре многих европейских стран в 1910-е годы господствует предконструктивизм, последний завершающий этап модерна. В связи с модерном-предконструктивизмом можно вспомнить творчество австрийского архитектора, декоратора и проектировщика мебели Йозефа Хоффмана — простая геометрия его произведений заставляет нас считать его предшественником функционализма в архитектуре.
Адольф Лоос — также австрийский архитектор, теоретический предтеча функционализма, автор концепиии «орнамент как преступление» повлиял своими идеями на мировоззрение четверки ведущих мастеров XX в. — В. Гропиуса, Ле Корбюзье, Миса ван дер Роэ, Ф.Л. Райта.
В США в 1910-х гг. ранний функционализм в архитектуре представляет «Чикагская школа». Изобретение парового лифта и электричества решало проблему подъема на большую высоту. Но традиционная строительная техника (камень, кирпич) не давала возможности строить высотные здания. Архитекторы чикагской школы начали возводить несущие стены из стальной конструкции, как это уже делалось в промышленной архитектуре. Легкий и прочный стальной каркас, большие остекленные плоскости создавали лицо новых построек. Архитекторы работали в тесном сотрудничестве с инженерами. Так был впервые преодолен разрыв между конструкцией и формой. Уильям ле Барон Дженни (основатель школы, инженер и архитектор), архитектор Луис Салливен — два самых ярких представителя нового направления. От декора периода модерна в их постройках остаются только орнаменты на нижних и самых верхних этажах. При таком минимальном декоре гармония здания достигается за счет пропорций, ритма, совершенства отделки. Л. Салливен сформулировал первый лозунг функционализма: «Каждая вещь в природе имеет свою форму.
В Англии первые проявления нового подхода возникают в конце XIХ в. в творчестве архитектора-дизайнера Ч.Ф.А. Войзи. Войзи призывает отказаться от «бесполезной массы украшений». Сам он с равным успехом строил дома, создавал эскизы обоев и домашней утвари, но, в отличие от Морриса и многих других великих деятелей модерна, был в первую очередь профессиональным архитектором. Ему свойственно умение извлечь выразительный художественный эффект из самых функциональных элементов архитектуры.
Интерьер холла дома «Orchid» («Орхидея») в Чорливуде (Хартфордшир) 1900), созданный Войзи, подкупает соблазнительной простотой.