Во французских культовых интерьерах уже в раннеготический период начали использовать стрельчатую форму арок и сводов для уменьшения распора и снятия статической нагрузки со стен.
В начальный период готики появилась тенденция к исчезновению трансепта, например, в Соборе Парижской Богоматери он едва выделен в плане. Но в XIII в. трансепт снова вошел в употребление как часть собора, освященная традицией и осмысленная символически (средневековая базилика всегда имеет план в виде латинского креста).
Развитие культа святых закрепило сложившийся еще в романскую эпоху в бургундской и овернской архитектурных школах обход алтаря с венцом капелл (деамбулаторий). Дополнительные капеллы иногда создавались и вдоль нефов.
Богослужение в XII в. происходило на глазах у верующих, алтарная часть была открыта и свободна для доступа. Во второй половине XIII в. хор стали обносить алтарной стенкой (преградой), отделяющей святилище от остальной части церкви. Эта стенка обычно имеет вид монументального каменного сооружения, разработанного архитектурно-скульптурным декором (например, в Шартрском, Амьенском соборах).
Опоры в ранней готике имеют вид цилиндрических колонн с капителями, на которые опираются полуколонны, поддерживающие пяты нервюр (количество полуколонн соответствует количеству нервюр). В начале XIII в. цилиндрический столб обрастает четырьмя колонками, соответствующими основным нервюрам сводов (например, в соборах Реймса, Амьена, Суассона).
Чуть позже (в сер. XIII в.) в ряде церквей вокруг основного устоя стали располагать такое количество колонок, которое соответствует количеству нервюр. Для преобразования сложного сечения нервюр в цилиндрическое сечение колонок применялись капители. В поздней готике колонки приобрели сечение нервюр, а их капители зачастую стали упразднять. Таким образом, нервюры начинались прямо от пола, устремляясь вверх, где расходились, формируя сложный рисунок свода.
К периоду ранней французской готики относится Собор Парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари, основное строительство в 1163- 1250 гг. под руководством Жана де Шелль, Пьера де Шелль, Пьера де Монтрей, перестройка отдельных частей — кон. XIII- нач. XIVв.). Он представляет собой пятинефную базилику с едва выявленным в плане трансептом, с несколько тяжеловесным интерьером, имеющую отчетливые отголоски черт романского периода.
Однонефная двухэтажная капелла Сен-Шапель в Париже (1245- 1248, архитектор Пьер де Монтрей, 36 м длины, 17 м ширины) выглядит как ажурный полихромный ларец. Интерьер капеллы украшают 15-метровые витражи, являющиеся одновременно стенами верхней капеллы, так как кроме нервюрного каркаса, «растущего» прямо из пола капеллы, камень для строительства стен Сен-Шапель практически больше не используется. Интерьер поражает полихромией — яркие сине-красные витражи неотделимы от раскрашенных сине-красно-золотых нервюрных сетей и сводов.
Шартрский собор (Нотр Дам де Шартр, 1194- 1260), относящийся к периоду высокой французской готики, знаменит своими замечательными витражами в Шартре находилась лучшая витражная мастерская готического периода.
Реймский собор (1211 — 1311, архитекторы Жан д’Орбэ, Жан ле Лу, Гоше из Реймса, Бернар из Суассона, Робер де Куси) отличается необычайно сложной и насыщенной архитектурно-скульптурной пластикой западного фасада три портала фасада имеют в тимпане витражные «розы», кроме главной розы центрального нефа, под которой находится светлый трифорий. В интерьере собора западная стена читается как ажурная решетка, заполненная цветными стеклами.
Амьенский собор (1220 — 1269, архитекторы Робер де Люзарж, Тома и Рене де Кормон) имеет сдвинутый к западу трансепт, причем таким образом, что средокрестие совпадает с серединой продольной оси храма, равной длине трансепта. Широкие и высокие боковые нефы Амьенского собора напоминают зальную структуру некоторых германских готических церквей. Интерьер храма поражает обилием скульптурного декора.