История красок. Цвет в центре внимания был всегда. Желание украсить свой дом — это один из человеческих инстинктов, который прослеживается еще в наскальной живописи.
Стилизованная образность и ограниченная палитра простых цветов характерны для живописи Древнего Египта. Пустыня на фресках была красной или желтой, папирус — зеленым, река — синей, небо — бледно-голубым. Цвет добавлял рисункам особое символическое звучание. В Древнем Египте мужские фигуры красились в темно-коричневый и красный тон (красная охра), женские — в желтый (желтая охра). Живопись египтян была, как сказали бы сегодня, темперной. Краски смешивали с растворенной в воде камедью и тонкими мазками наносили на штукатурку. Контуры рисунков обводились красной охрой. Краски быстро высыхали и становились матовыми. При украшении гробниц фараонов египтяне наряду с основными «цветами земли» использовали также снежно-белый и голубовато-серый цвета, получаемые из минеральных пигментов. Все цвета вначале были яркими, но, после вскрытия гробниц краски быстро выцвели.
На протяжении многих столетий считалось, что древние греки всем цветам предпочитали белый. Знатоков искусства вводили в заблуждение выцветшие, побелевшие от времени развалины античных храмов. Когда же в середине XVIII в. начались археологические раскопки и глазам ученых предстали древнегреческие интерьеры, оказалось, что многие постройки отличались многоцветностью, причем палитра пигментов была схожей с египетской. Правда, греки ее обогатили — в основном за счет свинцовых красок — красной и белой.
В отделке часто встречается черный цвет, а также темно-желтая, табачная и оранжево-красная терракота. Очень популярны были оттенки, красного, получаемого из богатой железом глины. Вместе с тем греки не боялись насыщенных, звонких цветов — желтого, синего, зеленого, золотистого. Речь идет не только об окраске стен и настенных сюжетных росписях. Цвет зачастую подчеркивал, выделял скульптурные фигуры и архитектурные детали здания. А вот «мужским» цветом в Древней Греции считался синий, которым окрашивались бороды архаических мудрецов.
На первых порах палитра древних римлян отличалась от греческой: тонкие оттенки желтого, зеленого, розовато-лилового и серовато-голубого. Но в интерьерах позднего периода (например, в г. Помпеи) влияние Греции заметнее: римляне все чаще стали использовать насыщенные цвета.
При раскопках были обнаружены комнаты, стены которых выкрашены в густой красный цвет, а также изысканные настенные росписи, которые принято называть «обманками» (от франц. tromp oiel — изображение, создающее иллюзию реальности). Популярна была и отделка «под мрамор». Краски создавались на базе земляных и минеральных пигментов с добавлением воска и смолы. Законченные росписи полировали мраморными валиками и кусками материи, после чего они начинали блестеть.
Во времена Средневековья секреты приготовления красок попали под контроль гильдии красильщиков. Обучение новичков этому ремеслу опытные маляры поставили на вполне профессиональную основу и свои тайны не разглашали. История красителей хранит много интересных событий, порой курьезных, а порой и драматических. В Средние века между Италией и Швейцарией даже разразилась настоящая война из-за нескольких десятков килограммов красителя шафрана. Богата событиями и история индиго «короля» красителей.
В парадных комнатах богатых домов Средневековья краски и рисунки наносились прямо на каменные и деревянные поверхности или на штукатурку. Особую роль играл в этих интерьерах цвет балдахинов, подушек, привезенных с Востока ковров, в том числе и настенных. В эпох) Средневековья в ковроткачестве использовались растительные и минеральные красители. Из основных цветов преобладали синие и желтые (из вайды), коричневые (на основе толченого перца) оттенки, а также красные (красители из марены). Использовались и дополнительные цвета, получаемые смешением красок: пурпурные, рубиновые, иссиня-черные, гвоздичное розовые, зеленые оттенки.
Закрепляющими компонентами красок были алюминий и цинк. В ковры и гобелены вплетались золотые и серебряные нити. Частично благодаря сложившимся школам, а частично в результате технического прогресса, затронувшего и сферу изящных искусств, цвет в интерьере становился все утонченнее. И если Средневековье жаловало темные тона, то эпоха Возрождения, наоборот, вознесла на пьедестал светлые оттенки и цвет золота.
А в середине XIX в. были изобретены анилиновые красители, получаемые путем синтеза каменноугольной смолы. Поначалу их использовали в текстильной промышленности, затем в производстве обоев и, наконец, в изготовлении красок для интерьеров. Из этих интенсивных, «живых» тонов сложились цветовые гаммы Викторианского стиля, которые, затем, уступили место моде на выбеленные цвета эпохи Модерна.
Сегодня, спустя 15 тысяч лет после того, как пещерные живописцы нашли примитивные подручные пигменты, человечество располагает обширнейшим арсеналом натуральных и синтетических красок (особенно синтетических — латексных, эмульсионных на водной основе). В нашем распоряжении есть даже цвета, создаваемые с помощью оптических эффектов. У нас есть доступ к огромному архитектурному и художественному наследию, накопившемуся на протяжении тысячелетий. И эта бескрайняя историческая галерея образов во многом определяет наше сегодняшнее видение и понимание дизайна интерьеров.
Цветовые предпочтения
еханизм восприятия цвета человеком — явление до такой степени сложное, что вывести однозначные законы цветовых гармоний абсолютно невозможно. Не секрет, что восприятие цвета меняется с возрастом в сторону предпочтения коричнево-охристой гаммы. На наше отношение к тому или иному оттенку в огромной степени оказывает влияние мода. Известно, что в разные исторические эпохи у разных народов красивыми считались абсолютно противоположные сочетания цветов. И если древние этруски предпочитали зеленовато-коричневую гамму, то у американских племен майя и ацтеков любимым было сочетание красного и черного. Отличались колористические предпочтения барочной эстетики от предпочтений эпохи Ампира. Поэты средневековой Японии считали фиолетовый цветом любовной страсти, в Европе же он означал страх, печаль, мистицизм и трагические обстоятельства.
И по сей день в моду регулярно входят те или иные цветовые сочетания, которым тут же находятся теоретические обоснования. В любом интерьерном глянцевом журнале можно прочитать такие строки: «В российских интерьерах стали все чаще применяться сложные колористические гаммы. Если десять лет назад любимыми сочетаниями были желтый с синим или красный с синим, а пять лет назад хитом был песочный с темно-коричневым, то теперь одной из самых красивых и романтичных цветовых гамм является серо-сиреневая».
И почти в то же время в другом журнале читаем: «Черный, белый, серый — вневременная палитра. И весьма актуальная. Лучшие декораторы советуют: создавайте интерьер в монохромной, но сложной гамме. Чуть-чуть цветного пигмента приближает белый к цвету слоновой кости. Пространство становится единым, отчего кажется больше. Усложняйте палитру за счет отношений теплого и холодного, светлого и темного…» Мода формирует наши взгляды.