
После изнеженного, манерного, чрезмерно декоративного Рококо возник Неоклассицизм. Архитекторы строят новые дворцы с модным облегченным декором: с колоннами, капителями и пилястрами. Формы Классицизма постепенно проникают в прикладное искусство, а затем и в мебельное. Линии выпрямляются, поверхности становятся более ясными и простыми. Аристократические и буржуазные дома украшают мебелью законодателей английского мебельного искусства той эпохи — Джорджа Хэпплуайта и Томаса Шератона.

Говоря о Хэпплуайте, нужно отметить, что речь идет не о вещах, вышедших из мастерской, а о мебельных проектах. Опубликованная в 1789 г., через два года после смерти мастера, «Книга эскизов для краснодеревщика и обойщика» принесла Хэпплуайту мировую славу. При жизни краснодеревщик Хэпплуайт был малоизвестен.
Стиль «хэпплуайт» — это ясная, спокойная гармония простых форм. Мастер критически относился к Рококо, называя «приторным деликатесом и вычурной линией домашней обстановки». У диванов и кресел Хэпплуайта четко очерченный силуэт, ножки прямые, сужающиеся книзу, четырехгранного или круглого сечения. Спинки стульев в форме трех овалов шли щита, в центре — любимый мотив: три пальмовых листа или страусовое перо. Стул Хэпплуайта обязательно из красного дерева. Плавный отличительный признак стула в стиле Хэпплуайта — его спинка в форме щита. Неслучайно Хэпплуайт получил прозвище «мужественный».
В России, главным образом в Петербурге, во второй половине XVIII в. русскими мастерами изготавливалась так называемая «английская мебель» из красного дерева в подражание подлинным образцам Т. Чиппендейла и Дж. Хэпплуайта. Простая и рациональная английская мебель из красного дерева приобрела в Европе такую популярность, что стала вообще ассоциироваться с «английским стилем».
Томас Шератон, представитель строгого Классицизма — третья фигура в английском мебельном дизайне наряду с Чиппендейлом и Хэпплуайтом.
Прежде чем заняться мебелью, Томас Шератон был и проповедником, и ученым. В 39 лет приехал в Лондон, через год издал знаменитую «Книгу эскизов для краснодеревщика и обойщика». В книге он представил мебель единого стиля, простую, с четким силуэтом и геометрическим орнаментом из ценных пород дерева. Фактура дерева использовалась как декоративный элемент и тщательно отбиралась.
Шератон был великолепным теоретиком, а собственноручно сделал лишь один предмет — пианино атласного дерева с фарфоровыми медальонами для королевы Испании Марии-Луизы. (В это время в моде были светлые породы дерева, и более всего — атласное.) В отличие от мужественного стиля Хэпплуайта стиль Шератона считается более мягким.



Простота — главная отличительная черта мебели Шератона, в которой доминирует прямая линия. Но эта простота сочетается с особой тщательностью отделки, и получается, что мебель эта по-настоящему аристократична. Именно он разработал изящные стулья с круглыми сиденьями для гостиной и устойчивые, с квадратным мягким сиденьем и твердой спинкой — для столовой. Ножки — или четырехгранные балясины, или в форме цилиндра, ручки мебели — бронзовые и круглые, как пуговицы. Стоит признать, что стиль Шератона не менее изыскан, чем стиль французской Директории, а формы мебели предвосхищают ампирные. И сегодня стиль Шератона очень даже востребован, потому что является показательным образчиком английской мебели.

В Англии стиль Ампир не получил широкого распространения. «Английским Ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820 — 1830), наступивший после «английского стиля Регентства». Временем второго «Британского Ампира» считается Викторианская эпоха 1830 — 1890-х гг.
Викторианский стиль — условное название периода в истории искусства Англии второй половины XIX в. Легендарная королева Виктория правила Британией более полувека (1837-1901). Это редкое по длительности правление характеризовалось «балансированием между традициями и реформами» в экономике и политике, что отразилось на развитии искусства. Англичане называют этот период кратко: «victorianism» и считают, что в эстетике он означал торжество прагматизма и материализма, что, впрочем, вообще характерно для «английского стиля».

Оторванность от эллинистической-художественной традиции все же иногда становилась причиной сбоев вкуса. С наибольшей силой и самым затяжным образом это проявилось в викторианском стиле. Эклектизм и стилистическая пестрота викторианизма объясняются также естественной реакцией на пуританский стиль и строгость предшествующей эпохи стиля королевы Анны и королей Георгов.
В этот период Англия переживала промышленный подъем, в особенности до начала 1870-х гг. Именно тогда за Англией укрепилось название «мастерская мира». На международной промышленной выставке в Лондоне (1851-1852) превосходство английской промышленности выглядело подавляющим, На долю Англии и ее колоний приходилось более трети общего объема мировой торговли. Представители нового «среднего класса» стремились окружить себя атрибутами роскошной жизни. Но в оформлении жилых интерьеров заметна так называемая «боязнь пустоты»: на фоне стилистически неопределенного декора без всякого порядка и разбора помещалось множество ненужных предметов и безделушек.
Ранневикторианский период характерен параллельным развитием стилей «Неогрек», Неорококо, Неоготики, «византийского», «мавританского», «китайского» стилей — упадок искусства был неизбежен. И одной из причин этого явления специалисты называют ослабление влияния романтизма, ведущего художественного направления начала XIX в.



В результате победы промышленной революции в Англии машинным способом можно было сделать быстро и дешево любой «исторический декор»: «барочную резьбу» из папье-маше или крашеного гипса, «золоченые рокайли» из жести, металл из керамики. Так из дешевых материалов механическими приемами создавалась иллюзия роскоши времен «доброй старой Англии». Некоторой параллелью «викторианского стиля» в Англии можно считать поздний Бидермайер в Вене и Мюнхене.
Большие помпезные постройки этого времени отражали характерный имперский дух и потому породили еще одно название: «стиль Британской империи», или «британский Ампир» («British Empire). И если в жизни общества в это время многое определяли имперские амбиции крупнейшей колониальной державы, то в мебельной моде, в частности, оказываются востребованными мягкость и уют, хоть и перенасыщенный ненужными деталями.

У кресел и диванов утрированно пухлые формы и — впервые в истории — сиденья и спинки повсеместно снабжены пружинами и простеганы, как пуховое одеяло. Подлокотники тоже мягкие за счет подушечек из конского волоса. Деревянные части хотя и на: уминают об эпохе Рококо, но не серебрятся и не золотятся, как это делалось во Франции при Людовике XV. И обязательные колесики — характерная деталь эпохи промышленного подъема. Цвета предпочитали яркие, оттенки — насыщенные: темно-зеленый, ярко-желтый, терракотово-красный (только-только были изобретены анилиновые красители). И все это на фоне тяжелых занавесей и почерневших академических картин в золоченых рамах.
Главные мебельные хиты Викторианской эпохи — это диван и кресло, а также кровать с латунным или железным каркасом, без полога. И пусть эстеты и специалисты метали громы и молнии по поводу эклектичности стиля, викторианизм оказался на редкость жизнеспособным. Достаточно зайти в мебельный магазин, чтобы понять, что многие кресла и диваны своими корнями восходят к викторианским образцам.