Багет — это погонный материал, из планки которого состоит рама для картины. Великие художники разных эпох не только придавали огромное значение правильному выбору обрамления для своих произведений — они делали эскизы рам или даже сами их изготавливали. Великий итальянец Леонардо да Винчи считал, что «рама создает специальный ореол вокруг картины, она не должна просто обрамлять — она должна быть с ней единым целым». Поэтому, с одной стороны, рама должна подчеркнуть неповторимость произведения искусства, с другой — быть полноценным элементом декора в интерьере.
В раму можно заключить практически все: живописное полотно, рисунок углем, старинную гравюру, вышивку, зеркало, исторические документы и письма, антикварные ювелирные украшения, денежные купюры и монеты. Сейчас дизайнеры, поклонники багета, обрамляют им окна и дверные проемы, делают из багета плинтус и даже имитируют багетными планками лепнину на потолке. Модная тенденция сегодня: багетом окружают плазменные телевизионные панели, электрические выключатели, полки, шкафы и встроенные в стену аквариумы. Багет — король модного интерьера.
В зависимости от того, в какой технике выполнено художественное произведение, а также от его размеров, колорита, темы и других данных подбираются способ обрамления, цвет, профиль, орнамент и высота багета.
В оформлении произведений искусства существуют определенные традиции. Живописные работы, выполненные на холсте масляными, темперными или акриловыми красками, обрамляются не так, как произведения графики. К понятию «графика» принято относить почти все, что изображено не на холсте, а на бумаге. Это могут быть рисунки карандашом, сангиной, углем, пастелью, тушью, а также гравюры, выполненные в разных техниках. Тиражные произведения — фотографии, постеры, плакаты — тоже нуждаются в защите и соответствующем обрамлении.
Антикварная картина — предмет, требующий особого внимания. Выбор багета для нее требует хорошего знания истории живописи. Мастера стараются подобрать декор, соответствующий традициям эпохи, в которую была написана картина. Багет, который идет на антикварные рамы, может содержать до 70 слоев различных грунтов, красителей, лаков (включая шпон, золочение, серебрение и патину).
Алюминий наиболее долговечен и прочен, производят из него в основном узкие прямоугольные рамки без рисунка, но с большим выбором цвета. Алюминий незаменим для интерьеров в стиле Хай-тек или Минимализм. И, как ни странно, в стиле Модерн и Ар-деко — ведь в эти эпохи зарождалась авиация. Алюминий в то время был модным металлом, из него делали ювелирные украшения такие признанные мастера, как А. Муха и Р. Лалик. Пластмасса — материал недорогой и универсальный; разнообразие орнаментов и размеров пластикового багета огромно, для влажных помещений — ванной комнаты, санузла — пластик незаменим.
Живопись не принято убирать под стекло. Высохший красочный слой имеет богатую, насыщенную фактуру, подчеркивающую индивидуальность почерка художника. Кроме того, масляная или темперная живопись, как правило, покрыта защитными лаками, имеющими разную степень блеска.
А вот для оформления графических произведений стекло как раз необходимо. Стекло защищает произведение от воздействий внешней среды и придает работе завершенный, экспозиционный вид. Стекло бывает нескольких видов: обычное, небликующее матовое, музейное и крилекс, который сделан по том) же принципу, что и триплекс: два слоя стекла, сплавленные полимерной пленкой.