Рисунки модной мебели

Карл Христиан Шрейдер выпустил в 1840-х, 1850-х и начале 1860-х годов свыше десяти различных альбомов с рисунками образцов мебели. В 1840-1841 годах им были изданы «Новые рисунки изящной мебели в верных пропорциях и с верным масштабом».

В 1846 году вышли «Архитектурные фантазии» с 75 рисунками «строений городских и садовых павильонов, беседок, мостиков и т. п.» Через четыре года трейдер издал «Новые комнатные декорации, или Рисунки изящно отделанных комнат».

«Рисунки эти изображают,- читаем мы в заглавии,- лестницу, изящно убранную приемную, танцевальную залу в греческом вкусе, гостиную в новофранцузском вкусе, столовую в византийском вкусе, будуар в стиле Пампадур, готический кабинет, спальню китайскую, ванну в восточном вкусе и роскошный садовый зал в помпейском».

В 1852 году в книжные магазины, например, поступили «Новые рисунки-образцы людных строительно-столярных работ». Предлагались рисунки окон, дверей, полов, потолков, карнизов, шкафов, полок, буфетов и других элементов отделки и меблировки в разных стилях.

Преемником Шрейдера был Д. Ленцинг. В 1869 году в Петербурге были изданы его «Рисунки модной мебели». Известны и другие альбомы и сборники образцовых рисунков. В 1850-х годах выходил специальный журнал «Рисовальщик». Отдельные таблицы, рисунки в виде приложений к специальным архитектурным журналам, а также к журналам литературным, модным и другим публиковались очень часто.

В основном это были образцы мебели, портьер, драпировок и тому подобного. В журналах литературных и модных эти литографированные рисунки (обычно раскрашенные) публиковались на равных правах с изображениями костюмов и платьев.

Почти не встречаются образцы тканей и обоев, очевидно, из-за трудности воспроизведения их в нужном масштабе и цвете. В целом публиковавшиеся рисунки, в том числе Шрейдера и Ленцинга, не отличались высокими художественными качествами. Диваны, трюмо, кресла, драпировки в стиле «рококо», буфеты в «древнерусском стиле», люстры «рококо» и в «русско-византийском стиле» передавались в различных вариантах.

Подобные модели способствовали насаждению в обществе ретроспективных вкусов. Вторая четверть и середина XIX века были периодом быстрого и интенсивного роста отечественной мануфактурной промышленности. Это было время ее технического перевооружения — кустарные методы производства заменялись машинными.

Русская мануфактурная промышленность успешно конкурировала с иностранной и в ряде отраслей стала вытеснять ее с внутреннего рынка. В этот период происходит сложный процесс изменения композиционных принципов и средств художественно-декоративного порядка при создании различных бытовых изделий и произведений прикладного искусства.

Все это в полной мере способствовало той глубокой перестройке, которая происходила в области архитектуры и, в частности, в интерьере. Национально-романтические тенденции в русской архитектуре, проявившиеся еще во второй половине XVIII столетия, приобрели новую, иную, чем ранее, окраску во второй четверти XIX века. Во многом изменились источники заимствований.

Исторические ориентиры и их «география» значительно расширились: наряду с западноевропейской «готикой», стали использоваться «византийские», «восточные» и иные формы. Все это сочеталось со сдвигами и прогрессом в области технологической (в части материалов и производства изделий прикладного искусства).

Возникшие в первой половине XIX века школы «технического рисования» между тем укрепились и расширили свою деятельность в последующие десятилетия. В Петербург позднее к ним добавилось училище, основанное бароном Штиглицем. Строгановская школа в Москве и петербургская Штиглица вы пустили большое число высококвалифицированных художников прикладных искусств и этим активно способствовали развитию отечественной мануфактурной промышленности.

Несмотря на появление русских рисовальных школ, мастеров не хватало. Кроме того, русские художники не были в полной мере свободны в своем творчестве. Приходилось считаться с укрепившейся в среде покупателей и заказчиков привычкой к изделиям заграничного происхождения.

В 1830-1840-х годах широко были распространены модные западноевропейские журналы и книги с образцами зарубежных изделий. В 1840-х годах в Петербурге множатся выпускаемые в свет альбомы и сборники с рисунками всевозможных образцов предметов отделки, меблировки, оборудования комнат. Нужда в такого рода альбомах была велика, и они быстро раскупались.

В альбомах К. Шрейдера  и Д. Ленципга, как и в других, па первый план выступает разностильность приводимых «образцов». На одних и тех же листах альбома «Новые рисунки образцов строительно-столярных работ» Шрейдер приводит примеры «готического стиля», «стиля ренессанс» и «рококо».

Рисунки достаточно точны, но сами композиции не отличаются высоким качеством. Как правило, брались увражи, воспроизводящие те или иные памятники архитектуры, и из них извлекались отдельные фрагменты, которые при перерисовке приспосабливались к современным бытовым потребностям. Порой это граничило с откровенной безвкусицей.

Особенно многочисленны образцы, связанные с этим стилем. В «Мебельном магазине» Шрейдера воспроизводятся самые разнообразные типы диванов (в том числе и диваны «патэ»), кресел, столиков, трюмо, настольных зеркал, подставок под цветы и других предметов. Усложненные, изогнутые липни мебели дополняются цветочным орнаментом обивочных тканей, иногда с использованием экзотических восточных мотивов.

Деревянные части украшались фарфоровыми вставками или бронзой. Обращают внимание новые по тому времени модели мебели с различного рода функциональными нововведениями и дополнительными элементами. На иллюстрации показан «сложный диван», в котором совмещены кушетка и два кресла. Подобного рода предметы меблировки встречаются в ряде воспроизводимых нами интерьеров.

Тип мягких диванов, представляющих собой своеобразные сочетания дивана и кресел, оказался достаточно устойчивым. Сходные предметы нередко наблюдаются и в интерьерах 1850- 1860-х годов

Рисунки модной мебели