Были, вне всякого сомнения, широко распространены в Средние века как в Италии, так и на севере. Искусство плафонной живописи никогда не умирало. Особенно превосходный пример был создан накануне Возрождения в палаццо Кьярамонте в Палермо.
Эту роспись выполнили Симоне ди Корлеоне и Чекко ди Наро. Приблизительно в то же время, в 1387 году, была сделана платежная запись, согласно которой Лапо да Кастильонкьо заплатил за роспись балок, карнизов, кессонов и опор потолка спальни и верхней комнаты некоему Франческо, «художнику, живущему на Пьяцца деи Приори».
Эти средневековые росписи потолков представляли собой разделенные на отдельные ячейки композиции с изображением человеческих фигур, животных, растений и абстрактных геометрических узоров, причем похоже, что античные образцы были мало знакомы художникам. Но в XV веке картина радикально изменилась.
Как и снаружи, во внутренних покоях карнизы сильно увеличились в размерах, иногда просто до чрезвычайной ширины. Они украшались античными мотивами самого разного вида, особенно популярными были пояски из ов. Потолок в студиоло Феде- риго да Монтефельтро представляет собой особенно богатый вариант римского кессонирования с круглыми розетками, образующими свой четко выраженный узор между балками.
В палаццо Веккьо во Флоренции представлена другая группа такого рода потолков, например с узором из лилий в обрамлении восьмиугольных кессонов братьев Дель Тассо в зале Элеоноры Толедской (около 1482) или потолок в Приемном зале работы тех же ремесленников, на котором глубоким рельефом вырезан фриз из звериных голов и фруктовых гирлянд.
Герцогский дворец в Мантуе также сохранил много богато украшенных резных деревянных потолков, относящихся к кватроченто. Деревянным потолкам жилых зданий соответствовали эксперименты с камнем и штукатуркой в церковной архитектуре. Штукатурный декор сделался в высшей степени популярным к концу XV века. Венеция, однако, сохранила верность деревянным потолкам, украшенным обильной резьбой в мелком рельефе.
Примером такого рода перекрытий могут служить потолки в различных венецианских scuole, или братствах. Особенно красивыми можно назвать потолок в Сала ди Адунанца в Академии, общую работу Марко Коцци, Альвизе Виварини и Доменико Кампаньола, изобразивших Бога-отца и четырех пророков. И на протяжении XVI столетия Венеция отличалась резными потолками с поразительной сложности и изысканности композициями.
Как мы уже видели на примере дворца в Урбино, в эпоху Ренессанса камины стали занимать в архитектуре интерьера столь значительное по важности место, какого в Средневековье у них не было, разве что в парадных залах.
Вытяжная труба с навесом сохранилась от предшествующих времен, иногда она укреплялась в стене без подпорок, как это видно в картине Паоло Учелло «Женщина, выкупающая свой плащ за освященную облатку», где каминный навес украшают дворянские гербы. Другой тип каминов — с плоским перекрытием и без вытяжной трубы, средневекового типа, какие были устроены в урбинском дворце, мог получить распространение в творчестве Брунеллески и его школы.
Прекрасные экземпляры этого типа хранятся ныне в музее Фаэнцы и в главном зале Бадии во Фьезоле. Один из самых монументальных очагов ренессансного типа был исполнен Джулиано да Сангалло для парадного зала в палаццо Гонди во Флоренции. Этот камин является одним из главных источников декоративных мотивов, дошедших до нас от этого периода.
В Музее Виктории и Алберта хранится прекрасный образец, приписываемый Дезидерио да Сеттиньяно, который поддерживается консолями в виде путти, а верхнюю его часть украшают портретные медальоны и путти, держащие в руках венок в самом центре фриза. Несмотря на очевидную тщательность исполнения и большие затраты на роскошное оформление каминов, в Италии их практическая польза была значительно менее важной, чем на Севере. Именно поэтому там больше сохранялся старый тип с навесом; отдельные исключения делались только из соображений моды.