В середине 1960-х гг. теория функционализма начинает отходить на второй план. Проходит эйфория массового производства и рационализма, дизайнеры не хотят больше видеть себя «продолжением рук индустрии». В архитектуре и дизайне появляются такие новые направления, как метаболизм — японская версия рационалистической архитектуры, связанная с культурными традициями Японии, структурализм версия английского брутализма 1950- 1960-х гг., «архитектура больших пространств» — «сверхздания», имеющие громадные внутренние дворы со светонепроницаемыми кровлями.
Почвой для вдохновения дизайнеров 1960- 1970-х гг. во многом послужили молодежные субкультуры. Массовая культура в дизайне проявилась, например, в виде поп-арта. Новое течение в искусстве «поп- арт» (популярное искусство) обращалось к массовой, преимущественно молодежной публике. Другие направления массовой культуры, нашедшие себе выход и в дизайне, — поп-арт, создающий оптические иллюзии, «космический» дизайн. От «космического» дизайна недалеко до футуристического и до дизайн-утопий. И наконец, появляется антидизайн (радикальный дизайн) — это направление, также боровшееся с геометрией модернизма.
Метаболизм — направление в архитектуре, обнаруживающее безусловную связь с культурными традициями Японии. Он практически является японской версией рационалистической архитектуры. Теория метаболизма была разработана в 1960 г. группой архитекторов, в которую входили Кисё Курокава, Киёнори Кикутакэ, Фимихико Маки, Масато Отака, Нобуру Кавадзоэ. Основная идея метаболизма — создание архитектурных структур, открытых для дальнейшего развития, роста и разнообразных изменений. Процесс обновления и развития (метаболизма) предусматривал аналогию с растениями и живыми организмами. Многие видят корни теории метаболистов в дзен-буддизме.
Такие работы Кендзо Танге, как «Токио-1960», центр коммуникаций префектуры Яманаси в Кофу (1962- 1967), административное здание «Джорнал Сидзуока» вТокио (1966- 1967), планировочная структура выставки ЭКСП070 в Осаке являются иллюстрациями принципов метаболизма. Везде Танге применяет принцип «незавершенности», обеспечивая возможность дальнейшего развития архитектурных структур за счет их открытого характера, резерва расширения и роста. Он сочетает в структуре здания постоянные элементы (коммуникативно-конструктивные стержни — «позвоночники») и сменные (капсулы с помещениями различного назначения, расположенные в пустотах между постоянными элементами). ‘
Кисё Курокава в доме Накагин в Токио (1972) использует ту же идею «капсульной архитектуры». «Постоянные» элементы здесь- две квадратные в плане железобетонные шахты-колонны высотой в 11 и 1J этажей, включающие лифты, лестницы, технические коммуникации. На них навешены 140 капсул жилых ячеек для временного проживания приезжающих в Токио бизнесменов. Интерьеры этих изготовленных на заводе с законченной отделкой и оборудованием ячеек имеют минимальные размеры, соответствующие размерам традиционной японской чайной комнаты в шесть татами (4×2,5×2,5 м). Они снабжены кроме традиционного оборудования (санузел, электроплита, холодильник, кондиционер) также электронным регулированием систем жизнеобеспечения и всей необходимой для работы делового человека современной техникой (телефон, телевизор, радиочасы, аудиосистема, компьютер). Теоретически ячейки могут отключаться от инфраструктур, сниматься с железобетонных шахт и превращаться в мобильное жилище (т. е. они являются монтируемыми и демонтируемыми элементами). Композиция здания, таким образом, имеет незавершенный характер.
Структурализм Структурализм — направление в архитектуре 1960 — 1970-х гг. Идеологами этого направления были голландские архитекторы Я. Ба- кема, А. Ван Эйк, X. Хертцбергер и П. Блом. Они вывели постулат структурализма: «архитектурная форма должна выводиться из желания потенциальных пользователей». Композиция построек структуралистов складывается из отдельных универсальных элементов-модулей, количество которых могут определять сами пользователи. В таких зданиях оОя- зательно используется выявление коммуникационных связей, кроме того, предусмотрена возможность дальнейшего развития. Таким образом структурализм является смесью брутализма с метаболизмом. Известного бруталиста Луиса Кана часто называют еще и структуралистом.