Искусство Византии образует мост между Императорским Римом и Средними веками. Может показаться слишком соблазнительным назвать определенный год и даже точный день, с которого начались Средние века, но так или иначе, с Рождества 800 года, когда король франков Карл Великий был в Риме коронован папой Львом III императором Запада, начался новый период истории после падения Римской империи.
Это событие знаменовало конец потрясениям, вызванным чередой варварских нашествий, и начало плавного развития средневекового мира, его искусства и его четко определившихся социальных и религиозных институтов.
Слово «средневековый» часто употребляется в весьма неопределенном значении для обозначения всего периода от IX до XV века, без какой-либо дифференциации. Решающим при этом считается то обстоятельство, что общество главным образом было основано на феодальной системе. Но это, если разобраться, является чрезмерным упрощением картины.
Система, которая развивалась благодаря предоставлению земель в обмен на военную службу и при которой крестьяне зависели от землевладельцев, имея взамен продуктов труда защиту от нападений врагов, начала распадаться в XI веке. К середине XII столетия вся структура общества претерпела изменения. Деньги стали новой основой для экономики; появились новая образованность, новая литература и искусство, возникли новые социальные условия.
Поэтому так называемые Средние века не имели настоящей середины. Можно различить в них лишь романское начало и готический конец. Показательно, что даже само слово «готический» есть результат исторического недоразумения, поскольку впервые его стали употреблять лишь в XVI—XVII веках для уничижительного обозначения доренессансных и не-итальянских стилей.
При рассуждениях о «средневековом интерьере» легко делать всякие обобщения, но подкрепить их хорошими примерами довольно трудно. Часто общие заключения мы вынуждены делать на основе единичных свидетельств — описаний, изображений в картинах, случайно сохранившихся памятников.
Интерьеры, относительно которых у нас есть достоверная информация и известно время их создания, являются, пожалуй, исключением. В большинстве своем они относятся к самому концу Средневековья, как, например, английский королевский охотничий замок в Кларендоне, Уилтшир, записи о расходах на убранство которого зафиксированы в «отпусти- тельных свитках» Генриха III и о котором свидетельствуют некоторые археологические находки.
Немаловажными являются и такие источники, как миниатюры из «Богатейшего Часослова герцога Беррийского», исполненные братьями Лимбург около 1415 года. Миниатюра «Месяц январь» показывает нам фрагменты интерьера того времени. Также в Англии существует весьма полезная для нас опись имущества замка Кейстер в Норфолке, сделанная в 1459 году по случаю смерти сэра Джона Фэстолфа.
Из этой описи можно многое узнать по части материалов и тканей, использовавшихся в средневековом доме. Представления о средневековых интерьерах средиземноморской зоны дают сохранившиеся помещения папского дворца в Авиньоне (Южная Франция) или палаццо Даванцати во Флоренции.