Объединяют такое обилие мотивов и декоративных деталей, что часто трактовка сцен или даже отдельных элементов не поддается описанию. Лишь современник, по всей видимости, мог разобраться в поразительной изобретательности римских мастеров-декораторов.
При этом ни в использовании ордерных украшений, ни в изображении мифологических персонажей или фантастических существ, ни в спиралях, ни в пальметтах или щитах, решетках или лепнине невозможно увидеть даже слабые намеки на помпезность стиля.
Яркие по цвету участки с совершенством уравновешены небольшими сюжетными композициями или пейзажами, которые помещались посередине панелей, окрашенных белой краской. Будучи полны жизни, эти небольшие композиции тем не менее никогда не нарушали структурных форм своего окружения. В своем первоначальном состоянии стенные и потолочные росписи и лепнина вместе с прочими элементами убранства интерьера должны были производить весьма яркое и выразительное впечатление.
Классический ордер редко применялся в жилой архитектуре римлян — как правило, только в величественных дворцовых залах, хотя отдельные примеры, например Особняк на острове и триклиний виллы Адриана в Тиволи, позволяют заключить, что немалую роль в интерьерах могли играть пространственные эффекты, образованные рядами колонн.
Кроме того, ордер мог использоваться в декоративно уменьшенном виде. В архитектуре и принципах убранства интерьера виллы Адриана, построенной между 118 и 134 годами и состоявшей из множества отдельных зданий, занимавших территорию целого городка, воплотились многие выдающиеся достижения Греции и Рима.
В дальнейшем, хотя величественные и богатые интерьеры создавались как в Риме, так и по всей империи, мало что было добавлено к основному декоративному словарю, сложившемуся к середине I века н. э. Как мы увидим далее, даже раннехристианский мир и Византия смогли лишь переосмыслить старые идеи, доведенные римлянами до совершенства, когда им понадобилось создать подобающее окружение для своей частной жизни.