В Помпеях и Геркулануме место расположения дверей часто угадывалось по обрамленному штукатуркой пустому пространству, которое образовалось в интерьере после разрушения деревянных частей. (Так было, например, в Доме Обугленной мебели.) с розетками, а также обрамленные плоскости с пейзажными росписями. В живописи преобладают оттенки синего, красного и фиолетового цветов. Первоначально они были, естественно, более яркими.
Двери и их декоративное окружение нередко фигурируют в настенной живописи. Плиний писал, что «в давние времена пороги и двери в храмах нередко делали из бронзы»; эти материалы использовались в дальнейшем и для наиболее роскошных императорских резиденций.
Перекрещенные двойным диагональным узором тяжелые позолоченные или как- либо иначе украшенные бронзовые двери придавали помещению дополнительную строгость и торжественность; определенное представление об их великолепии могут дать бронзовые двери Пантеона. Более скромные дома имели обычно двойные или раздвижные двери, состоявшие из нескольких простых панелей, как, например, в Доме Трамеццо в Геркулануме, или с открытыми решетками в верхней части для пропускания света. Иногда двери украшались росписями.
Из всех императорских резиденций наиболее пышным и поражавшим воображение был Золотой Дом, который Нерон построил для себя на склонах Эск- вилинского холма в Риме между 64 и 68 годами н. э. В этом доме были учтены все новейшие к тому времени достижения во всех искусствах. Отвращение, которое вызывало у ближайших потомков имя Нерона, повлекло за собой уничтожение большей части его роскошного дворца, воздвигнутого архитекторами Целером и Севером среди окружавших его садов в центре Рима.
Марциал называл территорию вокруг Золотого Дома «rus in urbe» (деревня в городе). Золотой Дом был построен на месте. На этом интересном примере особенно хорошо видно, как мраморная облицовка и стукковые украшения накладывались на кирпичную основу в римских зданиях. Благодаря этой технике декорирования интерьера удавалось достигать большой изысканности и тонкости в положении разного рода пилястр, цветочных гирлянд и бороздчатого узора на цилиндрических сводах.
Domus Transitoria, сгоревшего во время Великого пожара 64 года. Этот пожар освободил Нерону обширную пустынную территорию, необходимую для его строительных проектов. Уже в Domus Transitoria проявился его вкус к чрезвычайно пышному украшательству интерьера с использованием дорогих пород мрамора для пола, выложенного прихотливыми узорами, а также с обильными стенными росписями, инкрустированными жемчугом и геммами.
От этого строения мало что сохранилось, но по оставшимся фрагментам декоративного убранства можно заключить, что многое было использовано вскоре в Золотом Доме. Например, среди остатков, обнаруженных под дворцом Домициана, заслуживает упоминания двор с фонтанами, где освежавшие воздух каскады предвосхищали позднейшие основные постройки.