Во Франции в 1950- 1960-е гг. также продолжают осуществляться идеи нового функционализма. Ле Корбюзье — архитектор «первого поколения» — оказал значительное влияние на развитие архитектуры и в послевоенное время.
«Жилая единица» в Марселе (1947- 1952) — послевоенное произведение Ле Корбюзье. Она представляет собой 17-этажный жилой дом на 337 квартир 23 различных типов, рассчитанных на 1600 жителей. Дом построен из монолитного железобетона. В уровне первого этажа здание опирается на V-образные вертикальные элементы, пространство между которыми не застроено. Большинство квартир «Марсельской единицы» двухэтажные, высота потолка в верхнем уровне — 2 м 20 см, нижний уровень высокий, встречаются двухсветные гостиные. Такая структура позволила располагать коридоры, связывающие квартиры с лифтами и лестницами, только на каждом третьем этаже здания. Принцип конструирования «Марсельской единицы» Ле Корбюзье сравнивал со стеллажами для бутылок в винных погребах: «Бутылка — это квартирный блок; бутылочный стеллаж — это конструктивная этажерка, в которую вкладываются блоки квартир». Автономность блоков обеспечивает идеальную звукоизоляцию.
В здании находилось много общественных учреждений. На середине высоты дома располагалась двухэтажная «центральная торговая улица» с магазинами, рестораном, почтой, небольшой гостиницей, различными киосками, прачечной и химчисткой. На верхнем этаже находились ясли на 150 детей. Кровля дома была эксплуатируемой- с детской игровой площадкой, плескательным бассейном, спортплощадкой, театральной площадкой.
Монолитный железобетон, из которого построен дом, имеет нарочито грубую поверхность, «незагримированную», неоштукатуренную. На фасадах и в интерьерах применены яркие цветные вставки (на боковых стенках балконов, отдельных внутренних стенах, перегородках и деталях оборудования). Многие внутренние улицы-коридоры не имеют естественного света, освещаются только интенсивной подсветкой дверей и почтовых ящиков, окрашенных в яркие цвета. Источники света скрыты в глухих коробах, так что создается впечатление, что светятся яркие двери и почтовые ящики. По типу «Марсельской единицы» в 1950-е гг. были построены «жилые единицы» во Франции и Германии.
Еще одна послевоенная постройка Ле Корбюзье — монастырь Ля Туретт близ Леона (1955- 1959). Трех-пятиэтажное здание, стоящее на довольно крутом склоне, состоит из четырех корпусов, замыкающих покатый внутренний двор. В уровне второго этажа противоположные корпуса связаны крытыми остекленными переходами, их кровли засажены травой. Один корпус — церковь, другие — кельи, библиотека, трапезная и т. д. Монастырь Ля Туретт — одна из наиболее «брутальных» построек Ле Корбюзье.
На месте прежней построена новая церковь с залом на 200 — 300 человек, тремя небольшими капеллами и внешним пространством у алтарной стены, предназначенным для богослужений при массовом стечении народа, — «церковь на открытом воздухе».
Конструкция капеллы демонстрирует возможности пластики бетона. У нее необычная, как бы взлетающая крыша, которую держат шестнадцать железобетонных столбов, а ненесущие стены не доходят до потолка. Интерьер освещается через зазор между ненесущими стенами и нависающим потолком. Одна из стен капеллы имеет разную толщину, поэтому кажется наклонной и в интерьере, и на фасаде. В ней расположено множество «бойниц-окон» различных форм и размеров, со срезанными откосами, в некоторых вставлены цветные витражи. В капеллах тоже используется естественное освещение — в одной капелле солнце появляется с рассветом, в другой — с полудня до захода, в большой северной башне почти постоянно ровный свет. Стены восточной капеллы полностью покрашены красной краской, более яркой книзу и разбеленней кверху.
Для этой церкви Ле Корбюзье разработал встроенные железобетонные скамьи с деревянными накладками сидений и пюпитров, оборудование алтаря, рисунки витражей, картон для росписи широкой входной двери, поворачивающейся на центральном шарнире.