Самый фантастический, богатый выдумкой и выразительный по своим формам вариант модерна создал испанский архитектор Антонио Гауди, работавший в Барселоне и неподалеку от нее. Как Ч. Макинтош в Англии, Гауди в Испании демонстрирует сильную зависимость от национальной традиции. Для Гауди это традиции готики и испанского барокко. Благодаря опоре на эти две традиции архитектор создал свой оригинальный, фантастический испанский стиль модерн.
Собор Св. Семейства (Ла Саграда Фамилиа) в Барселоне является «визитной карточкой» города и архитектора Гауди. Замысел собора появился еще в 1880-е гг., а строительство началось в 1891 г. Гауди умер в 1926 г., не успев завершить свой замысел. Строительство собора продолжается до наших дней.
Башни собора ла Саграда Фамилиа дают пример соединения органики с неорганикой. Готически вытянутые и заостренные, они словно сложены из опаленного, оплавленного камня. Активный, по-барочному покрывающий все свободные поверхности и готически ажурный декор придает фантастический, почти космический вид и фасаду, и интерьеру собора.
Парк Гюэль, спроектированный Гауди в 1900 г., представляет собой соединение многоцветной декоративной архитектуры и ландшафта, который архитектор тоже преобразил сказочным образом. В результате соединения получается грандиозный сказочный парадиз. Дворец Гюэль с фантастическим купольным залом, портик парка Гюэль, «византийский» купол на парусах в павильоне парка, крипта колонии Гюэль, в качестве опор имеющая как будто гигантские кости праисторических животных, поддерживающие своды, напоминающие крылья летучих мышей, — все эти элементы создают невероятное сказочное впечатление.
Гауди построил в Барселоне много доходных домов. Каса Винсенс (1878- 1880) — первый многоквартирный дом, выстроенный Гауди. Его интерьеры чем-то близки движению «Искусство и ремесла» Морриса. Стены расчленены специально сделанной мебелью (включая рамы картин), обшиты светлым деревом. Оставшаяся поверхность расписана изображениями птиц и плюща, который как бы вырастает над деревянными панелями. Несколько беспокойно выглядит потолок, где иллюзорно написанные лиственные гирлянды располагаются между балками, а кое- где «спускаются» на стену. В вестибюле дома Гауди применил резные «сталактитовые» своды потолка.
В архитектурном решении Каса Мила (1905- 1910) снова чувствуется что-то органическое. Этот многоквартирный дом напоминает термитник. Текучесть и волнообразность форм и линий модерна здесь доведена до абсурда — волнистый фасад дома имеет не архитектоническое, а как бы органическое происхождение. Желто-зеленый вестибюль Каса Мила напоминает таинственное подводное царство.
Каса Батло — «Дом дракона», построен в 1905- 1907 гг., действительно напоминает фантастическое обиталище дракона. Огромное чешуйчатое тело дракона образует кровлю, зубастые пасти — балконы. Колонны сделаны в виде гигантских костей. Фасад отделан рельефной мозаикой.
Каса Кальветт — обычный на вид дом, имеющий внутри почти варварскую роскошь украшений. Гауди использовал здесь литые или раздутые книзу гранитные колонны. Стены, покрытые бело-голубыми изразцами, контрастируют с широкими поверхностями голого кирпича. Обшивкой служит черное дерево с добавлением фантастических деталей из металла.