В культовой архитектуре Византии существовало несколько разных типов храмов.
1. Чрезвычайно распространены были базилики. Они перекрывались либо сводами, либо простыми стропильными крышами. Абсиду перекрывали конхой (сводчатое полусферическое перекрытие). Примеры византийских базилик — церковь Сан Аполлинаре ин Классе и церковь Сан Аполлинаре Нуово. Обе находятся в Равенне.
Византийские базилики близки по своей объемно-пространственной структуре к раннехристианским базиликам Рима (три нефа членятся колонными аркадами, перекрытия плоские, деревянные). Мозаики, расположенные в основном на стенах центрального нефа в промежутке между окнами и боковыми арками, представляют собой вытянутые в длину фризы с четким ритмом изображаемых фигур, как бы вторящих ритму расположенных под ними колонн.
2. В восточных провинциях Византии строили также центрические храмы. Они могут быть круглыми, крестовидными или многогранными в плане^ перекрываются куполом. И в столичной архитектуре ран- невизантииского периода очень популярны были центрические храмы. Купол символизировал небесный свод и должен был выглядеть очень легко, поэтому он опирался на пилоны, соединенные арками Церковь Сергия и Вакха в Константинополе (527-536) — поимеп столичного варианта храма центрического типа. План храма — близкая к квадрату форма, с западной стороны к основному объему примыкает атрии, на востоке — одна алтарная абсида. В квадрат вписан восьмигранник, на который опирается купол. В пролетах между мощными пилонами на гранях восьмигранника — легкие колонны на втором ярусе располагается обходная галерея, как и на первом. Купол гк?£ВИ ерГИЯ и Вакха сост°ит из 16 секторов. Под ним образуется °6°ДНОе и выс°кое подкупольное пространство, окруженное тесным двухъярусным обходом. Внешний вид храма поражает аскетизмом и простотой по контрасту с интерьером.
Композиционные принципы и приемы, выработанные в столичной архитектуре VI в., довольно быстро перенимались в провинции и в первую очередь в Равенне.
Богатство разнообразных архитектурных членений и линий (арки, колонны, ребра сводов) придает интерьеру динамичность и экспрессию. Внутреннее пространство гигантского собора не подавляет зрителя благодаря сомасштабным человеку деталям — колоннам, капителям, аркам, создающим впечатление легкости интерьера.
4. Строили в Византии и т. н. купольные базилики, являющиеся переходным типом к более позднему и наиболее совершенному крестовокупольному храму.