1897 год год венского Сецессиона — стал важной вехой, годом зарождения модерна в Австрии. В Сецессионе («Объединении художников Австрии») нашли себе место молодые и недовольные академизмом художники. Основание Сецессиона произошло в легендарной кофейне Гринстайдл. Венские кофейные дома, или кофейни, были вторым домом венцев. «У тебя рваные сапоги — в кофейню! У тебя 400 крон дохода, а ты живешь на 500 — в кофейню! Ты никак не найдешь ту, что тебе подходит, — в кофейню! Ты на грани самоубийства- в кофейню! Ты ненавидишь и презираешь людей и не можешь обходиться без них — в кофейню! Тебе больше ничего не дают в кредит- в кофейню!» — этот шуточный призыв сочинил Петер Альтенберг — венский поэт рубежа XIX — XX вв.
Родоначальником австрийского модерна в архитектуре считается Отто Вагнер. К 1890-м гг. он уже успел пройти немалый путь, испробовал и неоклассицизм, и эклектику.
В 1894- 1897 гг. Вагнер был занят оформлением городской железной дороги в Вене. Остановка «Карлсплатц» венской городской железной . дороги дает ясное представление о лице венского модерна.
Остановка «Карлсплатц» состоит из двух павильонов, установленных друг напротив друга по обе стороны рельсов. Оба здания построены на стальном каркасе, обшитом снаружи белыми мраморными, а изнутри — белыми гипсовыми плитами. Они украшены позолоченным фризом с мотивом цветка подсолнечника. Благодаря декору в стиле модерн эти «подсобные постройки» приобретают по-настоящему роскошный вид.
Интерьер операционного зала Центральной почтовой сберкассы в Вене (1904- 1906) является примером «оранжерейной архитектуры» с применением формообразования модерна.
В оформлении внутреннего пространства венской церкви Штайнхоф Вагнер использовал золоченый орнамент, «затягивающий» своды наподобие византийских мозаик.
Знаменитый «Майоликовый дом» (1899) Вагнера представляет собой шестиэтажное доходное здание. В нем применен типичный принцип венского модерна — спрямленные формы без привычной в модерне текучести в сочетании с богатым живописным орнаментом, оплетающим эти простые прямоугольные формы.
Ученик Вагнера Йозеф Ольбрих, который в свое время был приглашен работать в Дармштадт, сооружает знаменитое выставочное здание «Венского сецессиона» (1897 — 1898). Это здание для художников венского модерна было своего рода святилищем искусства. В нем осуществился синтез архитектуры, живописи, декоративных искусств. Ажурный декоративный купол над вестибюлем главного входа здания Сецессиона Ольбрих перекрыл позолоченными металлическими пластинами, имитирующими форму листьев.
Архитектор Йозеф Хоффман также был учеником Вагнера, но самая его знаменитая постройка находится в Брюсселе. В 1905 — 1911 гг. Хоффман построил дворец Стокле в Брюсселе, создав универсальный, совершенный и безупречный образец модерна. В особняке Стокле воплотилась утопия эпохи модерна: от столовых приборов до живой изгороди, от фасада до ванной комнаты — все элементы находились в гармонии и были связаны друг с другом. Большая столовая особняка украшена цветными мозаиками с золотом работы Гюстава Климта. Благодаря этой постройке Хоффмана стиль венского Сецессиона с его прямоугольным геометризмом и нарядными орнаментальными фризами воцарился в городе Орта и Ван де Велде.
В Австрии Хоффман проектирует санаторий в Пуркерсдорфе (1903), архитектурное решение которого, «стерильный» и чистый от излишнего декора стиль можно отнести к позднему варианту модерна.
Венский стиль модерн своей геометрией часто напоминает стиль Ч. Макинтоша. Это не случайное совпадение — в 1900 г. Макинтош был приглашен в Вену, а известен он был там гораздо раньше, когда проектировал для Вены музыкальную комнату. Венские художники восхищались пропорциями и аристократизмом интерьеров Макинтоша, возможно, поэтому стиль архитектуры Макинтоша воплотился в их произведениях.
Приемная салона мод сестер Флёге в Вене (ок. 1903 г.) была совместной работой известного мебельного мастера Коломана Мозера и Йозефа Хоффмана. Этот интерьер, чрезвычайно напоминающий «чайные салоны» Ч. Макинтоша, также относится к позднему венскому модерну. История создания этого салона типична для атмосферы рубежа веков: три сестры из среды обеспеченной буржуазии решились открыть собственное дело, что являлось невероятно смелым шагом для 1900 г. Одна из сестер- Эмилия- была спутницей жизни Гюстава Климта. Салон мод имел отношение к «современному» стилю жизни, и его приемная сразу давала это понять.
Адольф Лоос — венский архитектор, который считается ортодоксальным «антиорнаменталистом». Он ненавидел детали и орнаменты, утверждал, что искусство измельчало, что необходимы цельные формы. Лоос писал об архитекторах Сецессиона в заметке «Бедный богатый человек», описывая дом модерна: «Каждая комната создавала завершенную цветовую симфонию. Стены, мебель и материалы соответствовали друг другу самым изысканным образом.