В эпоху рококо дух утонченности и интимности проникает в интерьер, мебель, во всю обстановку жилья. Мебель в этот период зачастую изготовлялась специально под конкретный интерьер. Следствием изменений, наметившихся в быте, было появление рабочей комнаты и замена секретера письменным столом (бюро).
В XVIII в. светская жизнь становится более непринужденной. В салонах стулья и кресла группируются вокруг столиков. Формы мебели становятся более грациозными. Утонченность манер и культ женщины в кругах придворных и аристократических сильнее всего отразились на характере мебели, которая приобретает гибкие, мягкие контуры.
В мебели эпохи Регентства излюбленные орнаментальные мотивы — гротеск, ленточное переплетение, завитки. Увлечение китайщиной оказало влияние и на мебель: среди мотивов украшения появляются китайская пагода, зонтик, веер, стилизованный лист пальмы. Одним из основных мотивов рококо является мотив раковины — рокайль.
В мебельном производстве XVIII в. начинают использоваться экзотические породы дерева. Очень эффектно выглядят изделия, обработанные черной полированной фанерой и бронзовыми накладками. В парижской мебели эпохи Регентства черное дерево постепенно вытесняется орехом и розовым деревом, появляются изделия из махагони — красного дерева.
Рокайльная мебель для сидения имеет сложнейших очертаний тонкие ножки и проножки. Структура диванов обогащается новыми элементами. К примеру, входит в моду шезлонг (длинный стул с дополнительной, как правило, приставной банкеткой для ног). Доминирующая роль по-прежнему, как и в эпоху барокко, остается за креслом. Цвета мебельной обивки — нежные, пастельные.
Наиболее частые цветовые сочетания — белое с голубым, зеленым или розовым и непременное золото. В арсенале мебельных форм для сидения различают такие, как бержер (глубокое кресло), канапе (диван в форме соединенных воедино двух-трех кресел), кушетка.
В корпусной мебели, как и в мебели для сидения, появляются новые формы, предназначенные главным образом для представительниц прекрасного пола. Например, секретер на высоких ножках с множеством потайных отделений, картоньерка (шкафчик для бумаг), угловой шкафчик, женский письменный столик, туалет с откидным зеркалом (трюмо), разнообразной формы рабочие столики (для рисования и рукоделия), сервировочные столики, изощреннейших форм консоли.
Появляется много откровенно декоративных предметов обстановки — маленьких столиков с цветной инкрустацией, позолоченных нефункциональных консолей, ширм, этажерок, крохотных секретеров и т. п., а также небольших бытовых предметов, облегчающих и украшающих быт, таких, к примеру, как ведерко для охлаждения шампанского.
Комод остается излюбленной мебельной формой во французском рококо. Изящный по линиям, нарядный, приподнятый на высоких ножках, он служит украшением и парадных, и жилых апартаментов. Популярность секретеров, бюро и кабинетов объясняется тем, что в эпоху рококо — сентиментальную и галантную — был распространен обычай обмениваться сентиментальными письмами, писать мемуары.
Они хранились в ящичках секретера или кабинета — более серьезной мебельной формы. Полубалдахинные кровати являются по-прежнему важным предметом обстановки спален. Балдахины кроватей стиля рококо могут напоминать китайскую пагоду.
В Англии в XVIII в. работает Томас Чиппендейл — выдающийся мебельный мастер, ведущий мебельщик эпохи. Стиль Чиппендейла — свое образное сочетание французского рококо с элементами английской мебели, с готическими и китайскими мотивами. Особенно знаменита его мебель для сидения с разнообразными формами спинок: «скрипка», «ваза» и т. д. Книжные шкафы «Чиппендейл» отличаются характерным остеклением в виде ромбовидной сетки.
Замечательны люстры и канделябры эпохи рококо, сделанные из фарфора или горного хрусталя, многократно варьирующие рокайльные формы, а также знаменитый фарфор Мейсенской и Севрской фабрик, где создавались такие, к примеру, образцы рокайльной посуды, как блюдо под устрицы, имеющее отдельную изящную раковину-блюдце для каждой устрицы.