Интерьеры в эпоху Возрождения

142
Интерьеры в эпоху Возрождения

Обычно в истории Ренессанса не принято уделять отдельное внимание интерьеру, поскольку считается, что — не самое примечательное в культуре Возрождения. Собственно, ни один из ренессансных интерьеров не сохранился в нетронутом виде, но зато известны многочисленные описания и инвентари, которые позволяют представить себе эти интерьеры. Также очень важным источником являются живописные произведения, в которых сюжеты разворачиваются на фоне современного бытового окружения.


Интерьеры в эпоху Возрождения

Интерьеры в эпоху Возрождения

Хронологические рамки итальянского Возрождения охватывают время со второй половины XIII в. по первую половину XVI в. Внутри этого периода Возрождение подразделяется на несколько этапов: Проторенессанс (предвозрождение) (вторая половина XIII — XIV вв.), Раннее Возрождение (XV в.) и Высокое Возрождение (конец XV в. — первая треть XVI в.). Но это деление имеет свои оговорки. Некоторые области Италии запаздывают с концом Ренессанса, например Венецианская республика весь XVI в. проживает в Ренессансе. Для остальной Европы эти рамки тем более смещены. Например, т. н. Северное Возрождение — это культура XV — XVI вв. в европейских странах, которые лежат севернее Италии. Главные «очаги» Северного Возрождения — Нидерланды, Германия и Франция.

Развитие возрожденческой культуры шло не одновременно в разных странах. С Италией связаны главные достижения и наиболее характерные образцы ренессансного интерьера, поэтому в данной главе имеет смысл использовать только итальянский материал. В искусстве Северной Европы гораздо дольше чувствовались средневековые влияния.

Итальянское Возрождение — это возрождение прежде всего интереса к Античности, к классическим образцам. Одна из главных новых черт в культуре этого периода — это обмирщение искусства. Хотя художники продолжали работать для католической церкви, возросло количество заказов и на светских интерьеров. Центральной считалась папская власть, но итальянские города-государства постоянно с ней противоборствовали, что имело положительные последствия в области искусства. Например, под управлением рода Медичи Флоренция превратилась в крупнейший итальянский центр учености и искусств. Флорентийские банкиры Медичи имели пышный двор и соответственно большие запросы в том, что касалось красоты и комфорта.

Эпоха Возрождения не внесла явных изменений в планировку городов, но значительно изменила их объемно-пространственный облик, решила ряд градостроительных проблем. Фактически все ренессансные постройки представляют собой городские ансамбли и комплексы. Архитекторы с величайшим искусством пользовались всеми элементами благоустройства и малыми архитектурными формами в городах, начиная с каналов и кончая аркадами. Каналы сооружались не только для орошения полей, но и в городах (для обороны, транспорта, водоснабжения, защиты от паводков, для производства — например, промывки шерсти и др.). Уличные аркады, встречавшиеся и в Средние века, тянулись иногда вдоль улиц или по сторонам площади.

Важно понимать, что Возрождение — эпоха синтеза в большей степени, чем эпоха новых открытий. Влияние на архитектуру Ренессанса архитектуры Древнего мира и античного мировоззрения безусловно. Это проявилось прежде всего в чувстве пропорций. Новые пропорции показывали стремление архитекторов Возрождения к совершенству и гармонии. Поэтому многие ренессансные интерьеры до сих пор производят такое сильное впечатление, несмотря на то, что их обстановка не сохранилась. Они гармоничны благодаря точным, математически рассчитанным пропорциям.

Разрабатывая в соответствии с функциональными требованиями своей эпохи новые типы сооружений с новыми композициями внутренних пространств, архитекторы Возрождения соответственно разрабатывали и систему художественно-выразительных средств, в которой большую роль играл ордер. Осваивая античный ордер, архитекторы руководствовались не только любовью к древности. Ордер являлся прежде всего школой. Из всего архитектурного наследия древности ордер был наиболее точно и тонко разработанной художественной системой, которая подчеркивала балочно-стоечную конструкцию. Кроме того, ордер соразмерен человеку — это отвечало гуманистическим идеям Возрождения. В Древней Греции ордер был единственной тектонической системой. В Риме ордер использовали в основном как декорацию — украшение стен. В эпоху Возрождения ордер стали сочетать с другими тектоническими системами — стеновой и арочно-сводчатой.

Интерьеры в эпоху Возрождения

Интерьеры в эпоху Возрождения

Интерьеры в эпоху Возрождения